Константинопольский патриарх 7 сентября назначил двух своих епископов экзархами на Украине, а спустя две недели и вовсе пообещал предоставить Украине автокефалию. Официальное решение этого вопроса может поступить уже в октябре, когда состоится заседание Синода Константинопольского патриархата. Пока же у православных иерархов еще есть время подумать: в конце концов, их авантюры могут повлиять не только на собственный статус, но и на нечто более ценное — на здоровье и жизнь простых прихожан.
Действия Константинополя, как и большинство более или менее весомых событий, касающихся Украины, уже успели спровоцировать жаркие обсуждения как в высших церковных кругах, так и на уровне СМИ и социальных сетей. В частности, Московский патриархат, в подчинении которого находится Украинская православная церковь (УПЦ МП), постановил прекратить поминовение Константинопольского патриарха во время богослужений в своих храмах. Шаг символичный, но довольно важный. Кроме того, русским епископам теперь запрещается служить с коллегами из КП, а Русская православная церковь больше не будет принимать участие в каких бы то ни было ассоциациях или мероприятиях, где председательствуют представители Константинополя.
С учетом высокого статуса обеих церквей может показаться, что в православии грянул новый раскол.
Однако если копнуть глубже, не все так печально: разделение происходит, скорее, среди церковных элит.
Евхаристическое общение между Москвой и Константинополем не прекращалось, а потому прихожане обеих церквей имеют право совместно совершать главное христианское таинство — причастие.
История вопроса
В отличие от католичества, где есть единый центр — Ватикан, в православии действуют пятнадцать канонических патриархатов: Русский, Константинопольский, Иерусалимский, Греческий, Сербский и т.д. Они друг друга признают и формально равноправны, однако Константинопольский престол обладает особым статусом в силу исторических причин: именно здесь в свое время возник первый центр православия. До сих пор голос Константинопольского патриарха считается решающим при возникновении каких-либо споров.
На Украине до обретения ею независимости действовала лишь одна Украинская православная церковь Московского патриархата, признанная всеми остальными каноническими церквями. Однако после 1991 года с целью как можно сильнее отдалиться от Москвы часть духовенства и прихожан откололась от УПЦ МП и создала в Киеве собственный патриархат.
В православном мире данная инициатива никем признана не была. И тем не менее, отток верующих из УПЦ МП в храмы Киевского православия стремительно продолжился. К началу XXI века УПЦ КП уже имела 2781 официально зарегистрированную общину, а число ее приверженцев оценивалось как минимум в 3 млн человек. Сегодня влияние Киева особенно сильно в западной и центральной частях Украины.
Тем не менее, за все годы существования КП серьезных конфликтов на уровне духовенства между двумя патриархатами не наблюдалось, и они мирно сосуществовали больше двух десятков лет. Однако после известных событий 2013–2014 гг. на волне обострения политических отношений с Россией представители Киевского патриархата стали активно стремиться к получению автокефалии.
Фактически с этого времени и по сей день иерархи УПЦ КП добиваются перехода под юрисдикцию Константинополя и признания своей структуры в качестве 16-й поместной церкви. Безусловно, придание официального статуса позволило бы представителям Киевского патриархата заметно расширить свое влияние в стране.
С другой стороны, и без того в последние годы немало верующих на Украине относит себя к этой непризнанной церкви, в то время как Московский патриархат на фоне антироссийской пропаганды постепенно теряет свою популярность. По некоторым данным, большинство православных украинцев уже отождествляют себя с Киевским патриархатом, хотя в УПЦ МП с такими оценками не согласны.
Русская православная церковь Московского патриархата выступает резко против признания отдельной Украинской церкви, поскольку в этом случае православие на Украине окажется в странном положении: там одновременно будут действовать две признанные церкви.
Безусловно, такое положение дел не может сохраняться долго и рано или поздно приведет к попыткам одной из церквей «поглотить» другую. Учитывая политическую ситуацию на Украине, наступления следует ожидать именно от Киевского патриархата.
Далеко ли до раскола?
Однако Константинополь, судя по всему, такие риски совсем не волнуют, а Киевский патриарх намерен добиваться своей цели до конца. И в этом стремлении ему готово помочь и политическое руководство Украины, которое давно заинтересовано в дерусификации местного населения даже ценой разрыва всех духовно-культурных связей между украинцами и россиянами.
«Сама доктрина Русского мира родилась в люксовых кельях иерархов Русской православной церкви», — так свое отношение к РПЦ выразил президент Украины Петр Порошенко. Кроме того, по его мнению, «автокефалия завершит утверждение независимости Украины и самостоятельности государства, укрепит религиозную свободу и межконфессиональный мир».
Второй причиной, способствующей признанию УПЦ КП в качестве поместной церкви, является традиция деления православных структур по национально-государственному признаку. То есть каждое государство, где традиционной религией является православие, как правило, имеет собственную церковь и собственного патриарха. Такова ситуация, например, в Греции, России, Сербии, Черногории, Болгарии, Армении. Скорее всего, в этом списке появится и Украина.
К слову, после распада Советского Союза похожая история была с Эстонской апостольской православной церковью. В 1996 году тогдашний Константинопольский патриарх заявил о принятии этой церкви под свою юрисдикцию, хотя на тот момент она подчинялась Московскому патриарху. С тех пор уже более 20 лет в этой стране действуют две православные церкви. Не много ли для маленькой прибалтийской республики?
Так или иначе, и в ситуации с Эстонией, и в ситуации с Украиной Константинопольский патриархат стремится сохранить и даже упрочить собственный высокий статус за счет Московского патриархата.
Как ни крути, а РПЦ МП — самая многочисленная из всех церквей, имеющая при этом международный характер. Последние инициативы иерархов Константинополя и непризнанной УПЦ КП ставят вопрос о дальнейшем будущем Московского патриархата.
В случае признания УПЦ КП на Украине сложится ситуация, схожая с эстонской. Однако вряд ли там две церкви смогут мирно сосуществовать, как это происходит в Прибалтике. Все-таки в Эстонии православие исповедует меньшая часть населения, и оно не играет там столь значительную роль в культурной и политической жизни, как на Украине.
Существует большая вероятность того, что тяжбы между православными иерархами приведут к обострению насилия в стране, которая и без того находится в состоянии политической турбулентности. В Министерстве иностранных дел России уже отмечают случаи захватов храмов УПЦ МП. Так, в феврале прошлого года в Тернопольской области бойцы «Правого сектора» (Организация запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru) захватили церковь, попутно устроив в населенном пункте беспорядки и акции устрашения прихожан.
При существующих раскладах ситуация будет еще сильнее накаляться и может перерасти в настоящую религиозную войну между прихожанами двух церквей. И тогда, конечно, будет уже не до совместных причастий.