Скандал вокруг «Новой волны» этого года показал российским гостям Юрмалы, что Латвия им не рада. В самой Латвии это было известно давно: все 12 лет существования обновлённого музыкального фестиваля правящие и неправящие националисты предлагали его запретить. И вот теперь, после многих лет враждебных слов, были сделаны первые шаги в этом направлении. Может, российскому фестивалю в самом деле не место в стране с вечно враждебным руководством, и лучше уйти, не дожидаясь новых провокаций?
В прошлом году в Латвии случился мини-скандал вокруг фестиваля «Comedy club» в Юрмале – ради того, чтобы послушать «отжиг» эпатажных российских юмористов, местные националисты забронировали столик за несколько тысяч долларов и очень смеялись неполиткорректным шуткам про латышей. В этой истории, как принято говорить, как в капле воды отразилась латвийская политика.
На словах абсолютное большинство публичных деятелей – политиков, общественников, публицистов - молится на «латышскую Латвию», готовится к российской агрессии и противодействует влиянию старых и новых «оккупантов». На деле же разве что весенние события в Крыму и Восточной Украине заставили этих людей испугаться России и русских по-настоящему (да и то ненадолго).
Русскоязычные журналисты из Латвии любят рассказывать про то, как их латышские коллеги гуляют на корпоративах. Запугав аудиторию рассказами о всепобеждающей «мягкой силе» России, которой пронизаны эстрадные песни, фильмы, спектакли и даже «советские» воспоминания о былой молодости, журналисты националистического «TV-3» могут пойти в караоке и со всей широтой своей горячей латышской души петь там русский шансон. Строчка «ааааа, рюмка водки на столе», исполняемая «под градусом» с латышским акцентом, звучит как нечто умопомрачительное!
Однако с последним скандалом вокруг объявленного в самый последний момент запрета на въезд в Латвию гостей «Новой волны» латвийская политика по отношению к россиянам перешла в новую стадию. От заявлений к действиям, от лицемерия к провокациям.
Рано или поздно это должно было произойти, потому что рано или поздно любой пропагандист, пиарщик и манипулятор начинает верить в ту лапшу, которую он долгие годы вешал на уши электорату. И действовать соответствующе. Если бы деятели российского шоу-бизнеса немного интересовались страной, в которую приезжают каждый год, они бы не удивлялись сейчас конфузу с Валерией, Кобзоном и Газмановым. Потому что знали бы, что в Латвии через два месяца выборы, что партия власти там решила ставить на радикальный национализм и антироссийскую паранойю, а её ведущие политики призывают гнать поганой метлой «Новую волну» уже не один год.
«“Новая волна” является серьёзной помехой интеграции национальных меньшинств в культуру и языковую среду титульной нации и мешает гармоничному возвращению латвийской культуры в культурное пространство нынешнего ЕС», - заявляли год назад в ультраправом Национальном объединении ВЛ/ОС-ДННЛ. К слову, входящем в правительство. В этом году Нацблок высказался ещё жёстче - вовсе обвинив местных любителей популярной музыки в измене Родине. «Становясь посетителем фестиваля, каждый невольно становится соучастником российской пропаганды, принимая то, что делает на Украине Путин», - считает депутат Сейма от ВЛ/ОС-ДННЛ Янис Домбрава. «Я действительно не думаю, что Рига заслуживает такой идентичности, как «Новая волна» на набережной», - говорила два года назад экс-министр культуры Латвии (правящая партия «Единство»), автор «Программы интеграции латвийского общества» Сармите Элерте.
Может, российскому фестивалю в самом деле не место в стране с вечно враждебным руководством, и лучше уйти самим, не дожидаясь новых провокаций? Во всяком случае, если после октябрьских выборов у власти в Латвии останутся те же люди, не стоит ждать, что после выборов они успокоятся: собственная пропаганда уже разъела им мозг. Стоит ждать только новых неприятных моментов.
В конце концов, разве на Юрмале свет клином сошёлся и России больше негде проводить «Новую волну», «Голосящий КиВиН» и фестиваль «Comedy club», кроме как на рижском взморье? Есть ведь Сочи, где после Олимпиады осталась инфраструктура массовых мероприятий высочайшего мирового класса. Теперь ещё есть Крым – в Ялту с Коктебелем россиян точно впустят. Если непременно хочется, чтобы мероприятие было в Европе, то есть вполне российский и одновременно вполне европейский Калининград. Если хочется непременно в «настоящей заграничной» Европе, то разве откажется заработать 35 миллионов долларов, приносимые Латвии «Новой волной», прагматичная Польша, имеющая богатейшую традицию проведения международных музыкальных фестивалей (Сопот, Зелёна гура и прочие)? Почему надо связываться с тем, кто может принести тебе проблемы, как уже однажды и принёс?
В конце концов, почему «Новая волна» с 2002 года обосновалась в Юрмале? Потому что это советское наследие или, как предпочитают говорить в Латвии, «наследие оккупации». В 1962 году под руководством архитектора Модриса Гелзиса было возведено новое перекрытие крыши концертного зала «Дзинтари», что сделало его одним из самых современных и популярных курортных концертных залов всего Советского Союза. Память и устоявшиеся привычки ветеранов бывшей советской - нынешней российской эстрады – это тоже «наследие оккупации». Благодаря этому наследию Латвия вслед за звёздами шоу-бизнеса получила у себя крупнейшую светскую тусовку, на которой большой бизнес постсоветских стран под аккомпанемент «попсы» решает свои вопросы; все эти светские и деловые мероприятия за четыре дня приносят Юрмале полугодовой доход, и это если не считать КВН и другие проекты россиян на рижском взморье.
Как они будут компенсировать неизбежные финансовые потери, если всё-таки выдворят россиян из Юрмалы, правящие националисты не уточняют. Все их заявления не хозяйские, а геополитические, а в придачу к ним эстетические: мол, «Волну» надо гнать за отвратительное качество музыки, которая на ней исполняется. Хорошо, допустим, что Пугачёва, которая в этом году приехала в Юрмалу, - это уже не та Алла Пугачёва, которая 33 года назад впервые исполнила в «Дзинтари» «Песню на бис». Но что же вы только критикуете и требуете запретить, ничего не предлагая взамен? Организовали бы в Юрмале другое мероприятие международного уровня, которое пристыдило бы «попсу», отвратило местное население от российской «мягкой силы», сохранив ему при этом заработки. Например, джазовый фестиваль на набережной. Или мировой конкурс оперного пения, на котором аудитория слушала бы оперные арии. Или даже рок-фестиваль типа Вудстока.
Проблема в том, что правящая элита в Латвии – это тоже «наследие оккупации» с советскими мозгами в голове.
Она страдает шпиономанией и паранойей, а когда доходит до принятия решений, способна только ограничивать, ужесточать контроль и запрещать. Поэтому теперь пытается бороться с Кобзоном, Валерией и прочей «мягкой силой» запретами, так же как десятилетия назад боролись с «битлами» и прочим «тлетворным влиянием Запада».
Для того же, чтобы находить творческие решения, нужны совершенно другие мозги. Поэтому и избирателям внутри Латвии, и российским партнёрам вне её неизбежно придётся решать, хотят ли они иметь дело с такой правящей элитой.