В Литве, Латвии и Эстонии сохранились шедевры спортивной инфраструктуры, построенные в эпоху СССР. Многие из них успешно функционируют по сей день, принося доход в госбюджет Прибалтийских республик и привлекая спортсменов-любителей со всего мира. Одним из самых значимый объектов зимнего спорта, сооруженных в Советской Латвии, стала санно-бобслейная трасса в Сигулде.
Латвийские саночники и бобслеисты добивались колоссальных успехов на мировом уровне. Например, выдающаяся саночница Вера Васильевна Зозуля завоевала сначала серебро на чемпионате мира в австрийском Игльсе (1977 год), а потом и золото в австрийском же Имсте (1979 год). В следующем 1980 году Вера Зозуля выиграла первые в истории СССР золотые медали олимпийских соревнований по санному спорту в Лейк-Плэсиде.
Сенсационными были успехи двух латвийских спортсменов — Дайниса Бремзе и Айгарса Крикиса, которые в соревнованиях двоек среди мужчин в Имсте завоевали золотые награды.
Таким образом, советский санный спорт по праву мог считаться одним из лучших в мире. Благодаря таким знаковым победам советские власти приняли решение о строительстве первой в истории СССР санно-бобслейной трассы именно в Латвии.
Создание собственной трассы с искусственным ледовым покрытием одобрено в 1979 году на совещании руководства санного спорта, ведущих советских тренеров и специалистов по инженерно-строительным вопросам. Было высказано предложение о строительстве трассы в западной части Советского Союза.
Основная причина — близость климатических условий к западноевропейским, что обеспечило бы более легкую акклиматизацию советских спортсменов при проведении санно-бобслейных соревнований в Европе. Тогда же были озвучены аргументы в пользу Латвии.
Участники встречи вспомнили об исторических традициях. У Латвийской Республики уже был опыт ежегодного строительства санной трассы из льда и снега в Цесисе и создания санной трассы в поселке Мурьяны.
Также важную роль сыграла личность Роланда Упатниекса, который был куратором латвийской национальной команды по бобслею и санному спорту. Ключевым аргументом послужило то, что в 1979 году Упатниекс занялся конструированием бобслейных саней в сотрудничестве с инженерами П/О ВЭФ. Мастера приобрели за иностранную валюту итальянский боб и разобрали его до последнего винтика, чтобы сконструировать первый пробный снаряд. Этот боб тогда еще состоял из двух частей, соединенных гибким торсионом.
Однако к 1983 году группа Упатниекса сконструировала боб монолитной конструкции. Он был прозван западными спортивными обозревателями «русской ракетой». Дебют снаряда прошел более чем удачно.
Латвийские советские спортсмены на «русской ракете» неизменно входили в пятерку сильнейших на крупных соревнованиях.
Все эти факторы сыграли решающую роль в выборе республики, где предстояло построить трассу. Предварительное согласие Спорткомитета СССР на воздвижение грандиозного объекта в Латвийской ССР было получено.
Далее возник вопрос о месте, в котором следовало его строить. Было выдвинуто условие, что трассу нужно соорудить по крайней мере в ста километрах от Риги. Это должен быть город с развитой рекреационной инфраструктурой — гостиницами, заведениями общепита, спортплощадками, а также обладающий всеми необходимыми инженерными коммуникациями для обслуживания будущего объекта.
В итоге проектировщики, исследовав четыре предполагаемых места — Даугавпилс, Тукумс, Эргли и Сигулда, — пришли к выводу, что наиболее подходящим городом является именно Сигулда.
Свою роль сыграл и туристический потенциал — красивые живописные пейзажи, древние песчаниковые холмы, руины феодальных замковых комплексов, а также уникальный природный ландшафт в долине реки Гауя.
К планированию санно-бобслейной трассы приступили лучшие специалисты из проектного института «Латгипропром». Автором проекта стал архитектор Виктор Бенедиктович Римша.
Трассу сооружали совместными силами рижские строители из предприятия «Мостострой — 5» и мастера фирмы Graming из братской Югославии. Как раз Сараево готовился в 1984 году принимать зимние Олимпийские игры.
«Латгипропромовцам» предстояло решить серию важнейших задач: укрепить склон во избежание оползней и выхода грунтовых вод; найти нестандартные решения для обеспечения безопасности эксплуатации трассы с учетом рельефа местности и нахождения вблизи городских улиц и железнодорожной артерии Рига — Псков.
Тренер сборной СССР по санному спорту, активист рижского спортобщества «Варпа» Валдис Тиликс лично указал местоположение трассировки санно-бобслейной трассы вдоль склона. Его метки легли в основу топогеодезического плана и повлияли на расчеты продольного и поперечного показателя трассы.
Для немецкого специалиста Удо Гюргеля эта трасса стала исторической. Благодаря своей работе в Сигулде лейпцигский конструктор отточил технологию расчетов таких спортивных сооружений.
Гюргель совместно с Тиликсом произвел высокоточные расчеты, благодаря которым трасса стала одной из самых безопасных, но в то же самое время одной из наиболее сложных в маневрировании.
Эта особенность позволяет с первых этапов безошибочно выявить лидеров и аутсайдеров состязаний.
Еще одним достоинством этой трассы стало то, что проектировщикам и строителям удалось практически избежать рукотворного вмешательства в естественную красоту природного ландшафта национального парка Гауя, на территории которого располагается Сигулда.
Строительство трассы велось три года — с 1984 по 1987 год. Сразу после завершения работ советскую Латвию посетил президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Осмотрев трассу, он дал ей высокую оценку, а все специалисты и проектировщики были награждены почетным дипломом от Международного Олимпийского комитета.
9 августа 1991 года авторам спортивного объекта была присуждена Премия Совета министров СССР.
После отделения Латвии от Советского Союза молодая республика получила в свое распоряжение бесценное наследство. И в течение 22 лет латвийская трасса являлась единственной в Восточной и Северной Европе. Именно Сигулда в период с 1990-х до 2008 года принимала у себя общероссийские чемпионаты по санному спорту, бобслею и скелетону, пока в 2008 году не была сдана в эксплуатацию первая собственно российская искусственная трасса для этих видов спорта, расположенная в деревне Парамоново в сорока километрах от Москвы.
Однако о латвийской трассе никто не забывает. Благодаря высочайшему уровню качества и безопасности, сравнительно мягкому европейскому климату, малозатратной эксплуатации и географической близости она пользуется большой популярностью. Дважды в Сигулде проходили чемпионаты мира по санному спорту — в 2003 и в 2015 годах.