×
История История

Санно-бобслейная трасса Сигулды: шедевр инфраструктуры, который построил Латвии СССР

Источник изображения: blogspot.com

В Литве, Латвии и Эстонии сохранились шедевры спортивной инфраструктуры, построенные в эпоху СССР. Многие из них успешно функционируют по сей день, принося доход в госбюджет Прибалтийских республик и привлекая спортсменов-любителей со всего мира. Одним из самых значимый объектов зимнего спорта, сооруженных в Советской Латвии, стала санно-бобслейная трасса в Сигулде.

Латвийские саночники и бобслеисты добивались колоссальных успехов на мировом уровне. Например, выдающаяся саночница Вера Васильевна Зозуля завоевала сначала серебро на чемпионате мира в австрийском Игльсе (1977 год), а потом и золото в австрийском же Имсте (1979 год). В следующем 1980 году Вера Зозуля выиграла первые в истории СССР золотые медали олимпийских соревнований по санному спорту в Лейк-Плэсиде.

Вера Зозуля / Фото: tass.ruВера Зозуля / Фото: tass.ru

Сенсационными были успехи двух латвийских спортсменов — Дайниса Бремзе и Айгарса Крикиса, которые в соревнованиях двоек среди мужчин в Имсте завоевали золотые награды.

Слева направо: Айгарс Крикис и Дайнис Бремзе / Фото: enciklopedija.lvСлева направо: Айгарс Крикис и Дайнис Бремзе / Фото: enciklopedija.lv

Таким образом, советский санный спорт по праву мог считаться одним из лучших в мире. Благодаря таким знаковым победам советские власти приняли решение о строительстве первой в истории СССР санно-бобслейной трассы именно в Латвии.

Создание собственной трассы с искусственным ледовым покрытием одобрено в 1979 году на совещании руководства санного спорта, ведущих советских тренеров и специалистов по инженерно-строительным вопросам. Было высказано предложение о строительстве трассы в западной части Советского Союза.

Основная причина — близость климатических условий к западноевропейским, что обеспечило бы более легкую акклиматизацию советских спортсменов при проведении санно-бобслейных соревнований в Европе. Тогда же были озвучены аргументы в пользу Латвии.

Участники встречи вспомнили об исторических традициях. У Латвийской Республики уже был опыт ежегодного строительства санной трассы из льда и снега в Цесисе и создания санной трассы в поселке Мурьяны.

Роланд Упатниекс / Фото: nekropole.infoРоланд Упатниекс / Фото: nekropole.info

Также важную роль сыграла личность Роланда Упатниекса, который был куратором латвийской национальной команды по бобслею и санному спорту. Ключевым аргументом послужило то, что в 1979 году Упатниекс занялся конструированием бобслейных саней в сотрудничестве с инженерами П/О ВЭФ. Мастера приобрели за иностранную валюту итальянский боб и разобрали его до последнего винтика, чтобы сконструировать первый пробный снаряд. Этот боб тогда еще состоял из двух частей, соединенных гибким торсионом.

Однако к 1983 году группа Упатниекса сконструировала боб монолитной конструкции. Он был прозван западными спортивными обозревателями «русской ракетой». Дебют снаряда прошел более чем удачно.

Латвийские советские спортсмены на «русской ракете» неизменно входили в пятерку сильнейших на крупных соревнованиях.

Все эти факторы сыграли решающую роль в выборе республики, где предстояло построить трассу. Предварительное согласие Спорткомитета СССР на воздвижение грандиозного объекта в Латвийской ССР было получено.

Фото: rambler.ruФото: rambler.ru

Далее возник вопрос о месте, в котором следовало его строить. Было выдвинуто условие, что трассу нужно соорудить по крайней мере в ста километрах от Риги. Это должен быть город с развитой рекреационной инфраструктурой — гостиницами, заведениями общепита, спортплощадками, а также обладающий всеми необходимыми инженерными коммуникациями для обслуживания будущего объекта.

В итоге проектировщики, исследовав четыре предполагаемых места — Даугавпилс, Тукумс, Эргли и Сигулда, — пришли к выводу, что наиболее подходящим городом является именно Сигулда.

Свою роль сыграл и туристический потенциал — красивые живописные пейзажи, древние песчаниковые холмы, руины феодальных замковых комплексов, а также уникальный природный ландшафт в долине реки Гауя.

К планированию санно-бобслейной трассы приступили лучшие специалисты из проектного института «Латгипропром». Автором проекта стал архитектор Виктор Бенедиктович Римша.

Фото: blogpost.comФото: blogpost.com

Трассу сооружали совместными силами рижские строители из предприятия «Мостострой — 5» и мастера фирмы Graming из братской Югославии. Как раз Сараево готовился в 1984 году принимать зимние Олимпийские игры.

«Латгипропромовцам» предстояло решить серию важнейших задач: укрепить склон во избежание оползней и выхода грунтовых вод; найти нестандартные решения для обеспечения безопасности эксплуатации трассы с учетом рельефа местности и нахождения вблизи городских улиц и железнодорожной артерии Рига — Псков.

Тренер сборной СССР по санному спорту, активист рижского спортобщества «Варпа» Валдис Тиликс лично указал местоположение трассировки санно-бобслейной трассы вдоль склона. Его метки легли в основу топогеодезического плана и повлияли на расчеты продольного и поперечного показателя трассы.

Для немецкого специалиста Удо Гюргеля эта трасса стала исторической. Благодаря своей работе в Сигулде лейпцигский конструктор отточил технологию расчетов таких спортивных сооружений.

Гюргель совместно с Тиликсом произвел высокоточные расчеты, благодаря которым трасса стала одной из самых безопасных, но в то же самое время одной из наиболее сложных в маневрировании.

Эта особенность позволяет с первых этапов безошибочно выявить лидеров и аутсайдеров состязаний.

Еще одним достоинством этой трассы стало то, что проектировщикам и строителям удалось практически избежать рукотворного вмешательства в естественную красоту природного ландшафта национального парка Гауя, на территории которого располагается Сигулда.

Фото: blogpost.comФото: blogpost.com

Строительство трассы велось три года — с 1984 по 1987 год. Сразу после завершения работ советскую Латвию посетил президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Осмотрев трассу, он дал ей высокую оценку, а все специалисты и проектировщики были награждены почетным дипломом от Международного Олимпийского комитета.

9 августа 1991 года авторам спортивного объекта была присуждена Премия Совета министров СССР.

После отделения Латвии от Советского Союза молодая республика получила в свое распоряжение бесценное наследство. И в течение 22 лет латвийская трасса являлась единственной в Восточной и Северной Европе. Именно Сигулда в период с 1990-х до 2008 года принимала у себя общероссийские чемпионаты по санному спорту, бобслею и скелетону, пока в 2008 году не была сдана в эксплуатацию первая собственно российская искусственная трасса для этих видов спорта, расположенная в деревне Парамоново в сорока километрах от Москвы.

Однако о латвийской трассе никто не забывает. Благодаря высочайшему уровню качества и безопасности, сравнительно мягкому европейскому климату, малозатратной эксплуатации и географической близости она пользуется большой популярностью. Дважды в Сигулде проходили чемпионаты мира по санному спорту — в 2003 и в 2015 годах.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Как умирает легендарный «Антонов»
26 мая 2020
Государственное предприятие «Антонов» по сей день является одной из визитных карточек Украины, которая привыкла паразитировать на наследии демонизированной советской эпохи. Это в первую очередь касается самого большого в мире самолета Ан-225 «Мрия», созданного в рамках советской военно-космической программы для транспортировки и стартов космического челнока «Буран».
Global Research: Прибалтика портит отношения с Россией вопреки выгоде и здравому смыслу
27 мая 2020
В условиях пандемии коронавируса нормализация отношений с Россией для Прибалтийских республик приобретает особую важность. Сотрудничество с Москвой могло бы улучшить экономическое положение стран Балтии, однако вопреки собственной выгоде Прибалтика настроена на продолжение конфликта, говорится в материале «Центра исследований глобализации».
Готовил ли Сталин нападение на Гитлера: секретная речь в Кремле
27 мая 2020
RuBaltic.Ru разобрал один из мифов, согласно которому Сталин готовил нападение на Третий рейх, а Гитлер 22 июня 1941 года «просто оборонялся».
«Я потерял надежду убраться из России»: из фронтовых писем немецких солдат
27 мая 2020
Осенью 1941 г., имея за плечами трёхмесячный опыт новой кровопролитной войны, вермахт шёл на Москву. Сказывалась первая усталость, но, по большей части, вторгнувшаяся армия ещё продолжала верить в возможность победы. Уже начинались первые холода — а с ними и первые серьёзные сомнения.