Литва входит в зону политической турбулентности, которая связана не только с приближающейся сменой власти, но и с вынесением приговора по «делу 13 января» заведомо невиновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности российским военным. Обсуждение обстоятельств столкновения у Вильнюсской телебашни в январе 1991 года множит свидетельства того, что в убийстве людей виновны лидеры движения за независимость, и это размывает легитимность литовской власти.
В этом году Литва достаточно скромно отметила очередную годовщину трагических событий 13 января 1991 года. Пресс-служба Сейма анонсировала не недельную программу мероприятий, а лишь двухдневную — 12 и 13 января. Не было научной конференции, семинара по обмену боевым опытом противостояния советской агрессии, эстафеты, выставки детских рисунков... Ограничились зажжением памятных костров и, на следующий день, торжественным поднятием флага на площади Независимости. Уже традиционно в зале Сейма вручали премию Свободы за 2018 год.
Лауреатами стали бывшие литовские так называемые «партизаны», осужденные советской властью в 1950-х годах за бандитизм в отношении мирного населения Литвы. «Партизаны» в послевоенный период сумели варварскими методами — расстрелами, повешением, сожжением, убийством топорами и пилами — уничтожить более 25 тысяч мирных жителей, в том числе тысячу детей. Их наказали за то, что они просто согласились с советской властью: 90% пострадавших были литовцами. Они хотели жить и растить детей, без которых сегодня не было бы Литвы.
Такое убийство было настоящим преступлением против человечности. Но сегодня в Литве «партизаны» почитаются как герои.
Консерваторы Витаутаса Ландсбергиса еще в 2017 году предлагали присудить премию Свободы «партизанским» вождям антисоветского сопротивления в Литве во главе с Йонасом Жемайтисом. Но тогда премия по праву и заслугам была присуждена бывшей советской диссидентке Ниойле Садунайте.
Чествование бывших «лесных» (лит. miškiniai), как называли в 1950 годы литовских «партизан», а вернее — бандитов («лесными братьями» их окрестили уже в годы перестройки), в зале Сейма прошло дежурно, без особого пафоса. Вероятно, к этому располагал сам контингент лауреатов. Но не только.
Сдержанность мероприятий, видимо, была обусловлена атмосферой ожидания. В мае 2019 года Литва будет выбирать нового президента. Даля Грибаускайте хоть и ведет себя как хозяйка, но понимает, что она уже наполовину гостья на этом празднике.
18 февраля Литва ждет оглашения заочных приговоров 64 бывшим советским граждан, принимавшим участие в силовой акции по восстановлению действия Конституции СССР и Литовской ССР на территории Литвы. Из них 58 являются гражданами России.
Двоим россиянам, Юрию Мелю, российскому гвардии полковнику запаса, и Геннадию Иванову, бывшему советскому полковнику, приговоры будут вынесены очно. Судебное разбирательство уголовного дела по событиям 13 января 1991 года Вильнюсский окружной суд вел в течение двух лет и девяти месяцев.
Несмотря на то, что литовские судьи, как метко заметил литовский судья Аудрюс Цининас в июне 2015 года в своем Facebook, «законом обязаны брататься с обвинителями при полном бессилии защиты», полагать, что судебная коллегия Вильнюсского окружного суда согласится со всеми предложениями прокуроров о мерах наказания для обвиняемых, сомнительно.
Вынесение приговоров в соответствии с предложениями Генпрокуратуры Литвы несколько осложнило то, что уголовный процесс по событиям 13 января в 2016–2018 годах прошел не столь гладко, как уголовный процесс по делу о попытке государственного переворота в январе 1991 года, состоявшийся в 1996–1999 годах.
Некоторые свидетели и адвокаты обвиняемых на судебных слушаниях по делу 13 января огласили немало убедительных фактов, ставящих под сомнение не только вину отдельных обвиняемых, но и в целом официальную версию Генпрокуратуры Литвы по событиям 13 января 1991 года.
Помимо этого, литовская политическая и правовая элита испытала настоящий шок, когда в июле 2018 года Следственный комитет России (СК РФ) сообщил, что открыто уголовное дело в отношении должностных лиц Генеральной прокуратуры и суда Литовской Республики (далее ЛР) по ч. 2 ст. 299 УК РФ (о привлечении к уголовной ответственности заведомо невиновного лица). Этот факт заставил серьезно задуматься многих прокуроров и судей в Литве, в том числе судебную коллегию, которая должна вынести приговоры по делу 13 января.
Популярная в Литве газета «Республика», немало сделавшая в 1990–1991 годах для обретения Литвой независимости, в феврале 2018 предложила создать Трибунал Народа (Tautos Tribunolаs) из независимых авторитетных лиц. Они, по призыву газеты, должны «оценить и сообщить Литве о том, кто конкретно и какой вред нанес и наносит нашему государству».
К этому призыву был приложен перечень ряда преступлений и афер, совершенных представителями правящей элиты Литвы. Это может стать серьезным дополнением к уголовному преследованию должностных лиц Литвы, которое объявила Россия.
К вышеизложенному добавим, что в марте 2018 года подписанты Акта независимости Аудрюс Буткявичюс, Зигмас Вайшвила и примкнувший к ним Бронюс Гензялис, бывшие сторонники и соратники Ландсбергиса, зарегистрировали в Генпрокуратуре ЛР заявление с требованием расследовать антигосударственную и террористическую деятельность бывшего главы Верховного Совета — Восстановительного Сейма Литвы Витаутаса Ландсбергиса в целях удержания или возвращения власти.
В своем заявлении сигнаторы (подписанты Акта независимости 11 марта 1990 года) изложили эпизоды преступной деятельности клана Ландсбергиса, перечислили свидетелей, которые могут подтвердить эти эпизоды, а также привели фамилии странным образом умерших или убитых 9 литовских каунасских добровольцев, наиболее активно участвовавших в каунасском мятеже 1993 года против избрания президентом Литвы Альгирдаса Бразаускаса.
Странность их смертей несколько проясняется, если иметь в виду, что инспиратором мятежа каунасских добровольцев был сам Ландсбергис, лишившийся тогда власти.
Генпрокуратура Литвы затормозила рассмотрение заявления «сигнаторов», сославшись на то, что в нем якобы отсутствуют факты и выражено лишь личное мнение. Вильнюсский апилинковый суд также поддержал мнение прокуроров. Теперь дело будет рассматривать Вильнюсский окружной суд.
Но даже не юристу ясна необоснованность подобной проволочки.
Цепляние прокуроров «за соломинку» лишь подтверждает, что режим «тоталитарной демократии», установленный в Литве семейством Ландсбергисов, серьезно шатается.
Ведь расследование антигосударственной и террористической деятельности Ландсбергиса затронет не только его, но и весь его многочисленный клан, который почти 30 лет держит Литву в своих удушающих объятиях.
В случае смены власти в мае 2019 года многим из литовской правящей элиты придется отвечать перед законом. При этом надо признать, что ландсбергизм как правящий режим сумел за годы своего господства в Литве создать частокол законов, направленный на подавление любого инакомыслия и противодействия в республике.
Искоренение ландсбергизма из государственных структур Литвы будет непростым и длительным процессом, если только в республике не произойдет социально-политический взрыв.
Он может быть обусловлен не только социальным недовольством, но и вскрытием шокирующих подробностей причастности клана Ландсбергиса к организации кровавой трагедии 13 января 1991 года.
В этой связи клан регулярно вбрасывает сенсационные свидетельства, якобы подтверждающие преступления советских военнослужащих в январе 1991 года. Таким является появление в соцсетях и на экранах литовского ТВ интервью литовского хирурга Кестутиса Виткуса.
Продолжение следует…