В 2007 году на музыку Игоря Крутого была написана песня «До свидания, Юрмала!», которая стала одним из гимнов конкурса молодых исполнителей «Новая Волна». Песня оказалась пророческой. Спустя 7 лет после её появления «Новая Волна» окончательно прощается с Юрмалой. Латвийские власти могут поставить себе еще одну галочку в плане по разрыву связей с Россией.
«Насильно мил не будешь». Видимо, этой мудростью руководствовались организаторы «Новой волны», принявшие решение о переезде конкурса молодых исполнителей из латвийский Юрмалы, где он появился в 2002 г. Как сообщил президент «Новой волны», композитор Игорь Крутой, до конца года будет принято решение о новом месте проведения конкурса. В числе претендентов Крым, Сочи, Калининград и Казань.
С пониманием к такому решению отнесся и второй создатель конкурса – латвийский маэстро Раймонд Паулс. «Ну что поделать. Вся эта ситуация, которая несколько лет вокруг этого фестиваля… Очевидно, такой конец и ожидался. Потому что отношение здесь (в Латвии), я не говорю про большинство, но у некоторых людей было довольно негативное. И там всегда искали повод придраться. Я думаю, что они (организаторы «Новой волны» – прим. RuBaltic.Ru) правильно это делают. Если не хотят (в Латвии – прим. RuBaltic.Ru) — то и не надо», — разводит руками маэстро Паулс.
Действительно, латвийское руководство может считать новость о переезде конкурса личным подарком к Рождеству – никто не сделал больше для этого, чем официальная Рига.
«Ринкевич объявил о персонах нон-грата прямо накануне открытия конкурса, когда уже ничего нельзя было сделать, чтобы было погромче и побольнее и понятно почему. Никаких громких официальных извинений от МИДа Латвии далее не последовало, Ринкевич вошел в новое правительство, официально заявив, что он гей, президент Латвии подтвердил правомочность действий главы МИДа, так что история может повториться и в следующем году. Сейчас мы рассматриваем поступившие к нам предложения о "переезде" конкурса», — рассказывает И.Крутой. И самодурство Ринкевича здесь лишь одна из причин. Наличие успешного российско-латвийского бренда давно не давало спокойно существовать латвийскому истеблишменту. Например, еще в августе 2012 г., Национальное объединение, входящее в правящую коалицию, а теперь и возглавляющее Сейм, при поддержке чиновников из Министерства культуры предлагало запретить проведение в Юрмале «Новой волны». Конкретного плана по закрытию конкурса тогда не сформулировали, но о своем отношении к конкурсу заявили достаточно четко. И подобные демарши латвийских «патриотов» происходили ежегодно по мере приближения времени проведения «Новой волны».
В этом же году, на фоне украинского кризиса, о необходимости «перестать дружить с Кремлем» даже в форме подобных мероприятий заговорили и национально озабоченные представители культуры. «В Латвии у многих есть иллюзии, что экономические плюсы и благосостояние, что дает дружба с Кремлем – самое важное. Сейчас мы видим, что это не так. Я не смотрел ни одну игру рижского "Динамо", стараюсь не посещать ни одно так называемое российское культурное мероприятие – не могу не усмотреть в них попытки "мягкой оккупации". Не могу сходить на "Балтийскую жемчужину", не говоря уже о "Новой волне"», – сказал чуть больше месяца назад латвийский режиссер и продюсер Виестур Кайришс.
Теперь мечты кайришсев и ринкевичей сбылись – «мягкие армии» России будут «мягко оккупировать» другие города и страны. Только вот парадокс: от отсутствия этой «оккупации» латвийский бюджет проиграет, а должно было бы быть наоборот.
«Конкурс "Новая волна" — очень выгодное мероприятие для Юрмалы, и во многом благодаря ему городу удается выживать», — считает, например, депутат латвийского Сейма Андрей Клементьев («Согласие»), подчеркивая при этом, что, если конкурс уйдет из города, Юрмала потеряет свою туристическую конкурентоспособность. Действительно, по словам мэра Юрмалы Гатиса Труксниса (Союз «зеленых» и крестьян), в прошлом году «Новая волна» принесла государственной казне около 20 миллионов евро только в виде налогов, а бюджет самоуправления за тринадцать лет проведения конкурса утроился. Но собственные фобии для латвийских «патриотов» ценятся похоже еще дороже.
Правда, вполне возможно, что, освободившись от «мягкой оккупации», Латвия потеряет куда больше, чем 20 млн бюджетных евро. Быть может «Новая волна» - лишь первая ласточка? Каждое лето в Юрмале проходят и другие крупные фестивали российского шоу-бизнеса: «Музыкальный КиВиН», Comedy Club, «Юрмалина»… Нужно изучить участников и организаторов каждого из этих мероприятий на соответствие европейским ценностям. Кто-то поддерживает включение Крыма в состав России? Запрет. Отсутствуют геи среди участников? Запрет. Выступал на концерте перед Путиным? Запрет плюс уголовное дело.
В Латвию уже не пускают ряд известных российских артистов и ученых, из страны бегут высокобюджетные мероприятия, в качестве истинных выразителей народного мнения принимаются оппозиционные политики, общественная поддержка которых исчисляется десятыми долями процентов. Такими темпами между двумя соседними странами скоро останутся лишь маргинальные связи.
Но пока только выигран бой, но не война – латвийским властям еще рано расслабляться, ведь еще можно выгнать из страны столько мероприятий и людей.