Эстония предложила еще семи европейским государствам устроить «второй Нюрнберг». На этот раз — над Россией. 23 августа, в годовщину подписания документа Молотова-Риббентропа, на общеевропейской конференции в Таллине прозвучало предложение организовать международное учреждение для расследований преступлений коммунизма. Портал RuBaltic.Ru узнал латвийский взгляд на эту инициативу соседей у кандидата исторических наук, директора Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктора ГУЩИНА:
- Виктор Иванович, как вы оцениваете инициативу организовать международное учреждение для расследований преступлений коммунизма?
- Думаю, что в истории любого государства можно найти страницы, которыми оно не будет гордиться. После 1991 г. политические силы, которые выступали против СССР, усилили натиск на коммунистическую идеологию. С этой точки зрения, я не исключаю возможности создания какого-то органа, который попытается дать оценку действиям Советского Союза. Хочу отметить, что в Латвии на протяжении многих лет работала комиссия, которая подсчитывала убытки от ущерба, якобы нанесенного «советской оккупацией».
Признаться, не вижу особых перспектив у учреждения, расследующего преступления коммунизма. Для меня главной является не инициатива создания такого рода трибунала, а вопрос отношения к договору о ненападении, который СССР и Германия подписали 23 августа 1939 г. Мне кажется, это ключевой вопрос, связанный с тем, кто несет ответственность за начало Второй мировой войны. Напомню, что в июне того же года и Латвия, и Эстония подписали аналогичный договор с нацисткой Германией. При этом, по оценке одного эстонского историка, к данным договорам прилагался еще секретный дополнительный, суть которого сводилась к следующему: если Германия начнет военные действия против СССР, Эстония или Латвия окажут поддержку нацисткой Германией. Таким образом уходит в сторону вопрос о Мюнхенском соглашении — Европа снимает всю ответственность с себя и переносит ее на так называемый пакт Молотова-Риббентропа. А ведь Мюнхенский сговор об аншлюсе Австрии положил начало агрессивной политике нацисткой Германии.
Проще говоря, нынешняя инициатива восьми европейских государств — попытка снять с повестки дня вопрос об истинных виновниках развязывания Второй мировой войны.
- То есть инициатива нацелена на переписывание истории?
- Мне кажется, что происходит попытка осудить не только коммунистическую систему, но и современную Россию, которая якобы оккупировала Крым. Создается ощущение, что вышеупомянутые государства не разделяют СССР и современную Россию. А международное право они рассматривают лишь как право политической элиты управлять своим народом.
Однако глава США Вудро Вильсон в своих знаменитых 14 пунктах и пункт второй 1 статьи ООН четко прописывают право народов на самоопределение. С этой точки зрения, мне кажется, надо рассматривать ситуацию в Прибалтике в 1940-ом году и нынешний Крым. Проще говоря, нынешняя инициатива эстонского государства направлена не только на осуждение политики СССР, но и на осуждение современной России.
- Получается, современную Россию позиционируют как преемницу СССР?
- Думаю, что серьезного разделения между СССР и современной Россией делаться не будет. Что касается обвинений — серьезного подхода к оценке истории не следует ожидать. Если подобная инициатива будет воплощена в жизнь, мы увидим крайне политизированный русофобский подход.
- Правильно ли я поняла, что инициаторы расследования против преступлений коммунизма проводят параллель между началом Великой Отечественной войной и присоединением Крыма к России?
- Думаю, что такой вывод можно сделать.
- В итоге, эти страны хотят устроить "второй Нюрнберг"? Предъявить обвинения современной России?
- Не вижу перспектив у данной идеи. Но в рамках информационной войны этой идее будет уделено определенное внимание.
Все это направлено на то, чтобы ухудшить международные отношения на Европейском континенте.
- Поддержит ли данную инициативу большинство европейских стран?
- На все происходящее я смотрю с большой тревогой. Речь идет о реабилитации нацистского прошлого во многих странах. На примере стран Прибалтики и Украины это ярко видно. В общем-то, реакция Европы на такого рода расследования может выражаться в поддержке, а не осуждении. К сожалению, во многих странах у власти находятся силы, которые лояльно относятся к подобной политике.