×
История История

Per aspera…: ученые Литвы — от биохимии до эмиграции

В послевоенное время в Литве начали формироваться сильные научные школы. Имена математика Йонаса Кубилюса, биохимика Бенедиктаса Юодки и химика Юозаса Матулиса, физиков Адольфаса Юциса, Юраса Пожелы были широко известны в академической среде всего СССР. Именно они заложили фундамент, на котором выросли современные исследования лазеров и производство передовых лекарственных средств, прославивших уже независимую Литву. Но остаётся открытым вопрос, развивается ли литовская наука дальше или так и застыла на уровне тех достижений, что дала советская система?

16 февраля 1941 года в Литве была основана Академия наук Литовской ССР. Первыми председателями учреждения были литовские литераторы и историки, представители так называемой гуманитарной науки. Но после войны приоритеты изменились в сторону точных и технических наук: начиная с 1946г. и до сегодняшнего дня Академию возглавляли только представители естественных наук.

Контроль над внедрением новых технологий исследований вело государство. Особой практикой были наращивание научных межгосударственных связей и обмен опытом. Так, в университет им. Витаутаса Великого приглашали ученых из-за границы, а успешных студентов направляли в зарубежные вузы учиться в докторантуре. По возвращении вокруг молодых научных сотрудников образовывались группы, работающие над той или иной проблематикой.

Параллельно проходил обмен передовым опытом внутри государства. Университеты мирового уровня (Москва, Ленинград, Новосибирск) проводили обучение и стажировки для ученых со всего Советского Союза. По договоренности Министерства образования и науки, Литовской академии наук и Вильнюсского университета в эти вузы направлялись наиболее перспективные студенты и докторанты, которые, вернувшись в Литву, работали каждый в своём направлении. Так в республике появились специалисты в области лазеров, генетики, биохимии, математики и др.

Основателем национальной электрохимической школы является Юозас Матулис, он же возглавлял ЛАН с 1946 по 1984 гг. В межвоенное время, ещё будучи младшим ассистентом кафедры химии Каунасского университета, Ю.Матулис попал под программу зарубежных стажировок и в 1931—1933гг. обучался в Лейпцигском университете. По возвращении в Литву он получил степень доктора химических наук. За свои научные достижения, помимо членства в ЛАН, учёный был удостоен звания Героя Социалистического Труда и множества других наград.

Интересно, что сын знаменитого химика, Альгирдас Матулис, успешный литовский физик, долгое время не мог найти себе место в литовской науке, поэтому уехал работать на несколько лет в Америку.

С подобной проблемой сталкиваются сейчас многие литовские учёные, предпочитая трудиться в университетах Западной Европы или Америки, нежели ждать помощи от правительства Литвы и грантов ЕС.

А.Матулис, правда, после работы за рубежом все же вернулся на родину — на деньги ЕС им была создана лаборатория, в которую он пригласил земляков, работавших с ним в Америке, а также привлёк к сотрудничеству литовцев из Германии и Франции. По его мнению, если государство будет финансировать научную сферу, создавая необходимые условия для учёных, в страну вернутся эмигрировавшие сотрудники, что, безусловно, пойдёт на пользу государству.

После химика Ю. Матулиса ЛАН 1984—1992 гг. возглавлял специалист в области физики полупроводников Юрас Пожела. Своё образование литовский академик получил в Москве, окончив в 1951г. физический факультет МГУ, а после работал младшим научным сотрудником в МФТИ и параллельно — в Институте физики и математики АН Литвы. В последнем с 1970-х гг. начинает формироваться литовская школа исследования лазерных технологий, и работы Ю. Пожелы внесли значительный вклад в её становление.

Вклад в развитие теоретической физики внёс советский учёный, академик ЛАН Адольфас Юцис, который исследовал энергетические спектры атомов и ионов, их тонкую и сверхтонкую структуру, электронные переходы. Кстати, его ученик и аспирант Зенонас Рокус Рудзикас возглавлял Академию Наук в 2003—2009гг. Он специализировался именно на теоретической физике и астрономии, много внимания уделял изучению лазеров.

Из литовских ученых-физиков большую роль в развитии науки сыграл Римантас Канапенас — профессор Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса, доктор технических наук, заслуженный изобретатель Литвы, директор Вильнюсского центра лазерной технологии. Его достижения были отмечены медалями ещё в 1977, 1978, 1979гг. на выставках достижений народного хозяйства (Москва), а в 1987г. ему было присуждено звание заслуженного изобретателя. Известны работы по квантовой электронике, нелинейной оптике и лазерной спектроскопии доктора естественных наук, академика Алгиса Пискарскаса. Интересно, что Пискарскас во время учёбы в Вильнюсском университете был направлен с третьего курса на стажировку в Московский университет им. Ломоносова, который не только закончил, но и получил звания сначала кандидата, а потом и доктора наук.

Фундаментом для биохимической отрасли, на сегодняшний день успешно развивающейся в Литве, послужили исследования профессора Вильнюсского университета и президента Литовской академии наук 1992—2003гг. Бенедиктаса Юодки. Высшее образование в области химии Юодка получал в Московском университете, там же он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Сегодня ученый занимается в большей степени политикой, он является председателем Комитета по иностранным делам Сейма Литовской Республики.

Нынешний президент Литовской Академии Наук Вальдемарас Разумас тоже по специальности биохимик. Как и Б. Юодка, свою докторскую диссертацию он защищал в МГУ им. Ломоносова, так как на то время в Литве не было достаточно специалистов в сфере его научных интересов. Ещё один крупный литовский биохимик, обладатель премии Casp8 (сродни олимпийской медали, только — в науке) Чеслав Венсловас также защитил докторскую степень в Московском университете и более 10 лет работал в США. Долгое время находился за рубежом глава лаборатории Литовского института биотехнологии Вирджиниюс Шикшныс, он сотрудничал с нобелевскими лауреатами, а сейчас вовлечен в несколько проектов, финансируемых фондами ЕС.

Кстати, сегодня в Литве достижения в области биотехнологий вышли за пределы лабораторий и заняли свою нишу в фармацевтическом кластере экономики. Одной из причин такого успеха, помимо накопленного опыта и сильной научной школы, сформированной за время советской власти, стало передовое оборудование, полученное Литвой незадолго до развала Союза. Предпринимательский потенциал самих ученых тоже сыграл большую роль. Сегодня их компании принадлежат американским и израильским концернам, а бизнес стремительно растет.

На фоне довольно успешно развивающихся физики и биохимии математика особо себя не проявила. Несмотря на то, что в советский период к ведущим направлениям исследований относились теория вероятностей и математическая статистика, а также математические проблемы кибернетики и техническая кибернетика, сегодня в Литве эти области знаний представлены не так широко.

Самый титулованный математик Литвы ректор Вильнюсского государственного университета (1958—1991) Йонас Кубилюс свои знания в области математики получал сначала в Вильнюсском университете, а после продолжил образование и научную работу в аспирантуре Ленинградского государственного университета. Благодаря трудам Кубилюса в Литве началось становление литовской научной школы теории вероятностей и теории чисел.

Сохраняются ли сегодня в Литве традиции советской науки?

Несмотря на значительные успехи в области биохимии, генетики и лазерных технологий, сегодняшняя наука в Литве не демонстрирует выдающихся результатов. Показательно, что премия в области достижений науки Литвы, которая присуждается раз в пятнадцать лет, в 2013г. не нашла достойного её открытия.

Вместо семи научных премий были вручены только шесть. На конкурс были представлены восемнадцать работ, восемь из которых показывали достижения в гуманитарных и социальных науках. В довольно проработанной для Литвы области биомедицины и сельского хозяйства на конкурс представили только три работы. А в сфере технологических наук были предложены всего две, ни одна из которых не была удостоена престижной награды. Таким образом, во всей Литве с 1997г. не было научной группы, разработавшей значимое для государства фундаментальное или прикладное научное исследование в области экспериментального развития. Поэтому премия в 101 400 литов не была вручена никому.

Литовские учёные пытаются сохранить те научные школы, фундамент которых был заложен еще более пятидесяти лет назад. Такие области науки, как лазерные и биотехнологии, генетика и биохимия успешно «пережили» сложные времена политической трансформации, нехватки финансирования и отсутствия внимания к науке в целом. Но и сегодня развитие науки в Литве не относится к приоритетным вопросам для правительства, власти предпочитают ставить академическую сферу в зависимость от финансовых поступлений из структурных фондов ЕС.

В такой ситуации научные работники сами находят для себя исследовательские программы, нередко выбирая работу в других государствах. Например, выпускник факультета молекулярной и химической физики МФТИ доктор наук Саулиус Гражулис покинул Литву ради совместной работы с Нобелевским лауреатом по химии Робертом Хубером. Литовские учёные А. Пугжлис, Г. Андрюкайтис, С. Алишаускас, А. Балтушка на сегодняшний день трудятся в штате Технологического университета в Вене. Совместно с исследователями из МГУ им. Ломоносова и Российского квантового центра Сколково ими было проведено сложное исследование новых физических явлений, возникающих при воздействии на вещество интенсивных сверхкоротких электромагнитных импульсов среднего инфракрасного диапазона.

Министерство образования и науки Литвы пытается объединить учёных, работающих за рубежом, сформировав так называемое литовское научное сообщество. Одной из мер поддержки научных связей было увеличение мест в Академии наук Литвы. Но на сегодняшний день не существует единой базы данных, представляющей информацию о литовских исследователях, работающих по всему миру. Министерство образования и науки предпринимало попытку подсчета «утечки мозгов», им была обнародована цифра порядка 300 учёных. Хотя на самом деле, по словам академика Рудзикаса (интервью 2009г.), страну покинуло порядка тысячи учёных.

Интересен также прецедент, когда с помощью личных средств директора научного центра предприятия Fermentas, профессора Вильнюсского университета А. Янулайтиса был возвращен из США в Литву перспективный биохимик доктор Линас Мажутис. На деньги А. Янулайтиса в Биотехнологическом институте Вильнюсского университета оборудовали лабораторию, аппаратура которой предоставила возможность провести исследования в очень маленьких объемах жидкостей, составляющих миллиардную часть литра, а полученные результаты применимы не только в медицине, но и в промышленности. Доктор Линас Мажутис, использовав нанотехнологии, провел в Литве не только исследования отдельных молекул и клеток, но и сделал эту технологию доступной для других исследователей и студентов страны.

Так называемая проблема «утечки мозгов» на сегодняшний день крайне актуальна для Литвы. Причиной, повлекшей отток научных кадров за рубеж, стал иждивенческий подход литовского правительства, ожидающего финансовых вливаний в развитие науки из структурных фондов ЕС.Так называемая проблема «утечки мозгов» на сегодняшний день крайне актуальна для Литвы. Причиной, повлекшей отток научных кадров за рубеж, стал иждивенческий подход литовского правительства, ожидающего финансовых вливаний в развитие науки из структурных фондов ЕС.

Данные европейского инновационного табло рисуют удручающую картину. Согласно исследованию, Литва по уровню инновационного развития расположились на пятом месте с конца. Это и не удивительно, ведь амбиционными планами Лиссабонской стратегии было предусмотрено, что до 2010 г. выделяемая каждым из государств-членов ЕС доля средств на научные исследования должна составлять 3% от ВВП. Однако в соответствии с данными департамента статистики Литвы, общая доля расходов на науку в 2012 году была 0,9 % от ВВП, в то время как средний показатель по ЕС 2,06 %. В основном это государственные инвестиции, доля которых составляет 0,66%.

Для привлечения инвестиций предпринимателей в научные разработки, в целях взаимного сотрудничества бизнеса и науки на деньги, выделяемые структурным фондом ЕС, были построены так называемые «силиконовые долины». На практике данное мероприятие пока не дало ожидаемых результатов. Доля литовского бизнеса в финансировании научной сферы катастрофически мала и составляет 0,24 % от ВВП из общих расходов на науку в 0,9% от ВВП.

Сегодня перед литовской наукой стоят множество вызовов. Это и недостаточное финансирование со стороны государства и бизнеса, и зависимость от европейских грантов, и отток учёных в другие страны, и необходимость самостоятельного поиска средств на исследования учёными, оставшимися в Литве. В результате отсутствуют значимые для государства фундаментальные или прикладные научные исследования в области экспериментального развития. Вместо политики, направленной на развития человеческого капитала, правительство Литвы находится в состоянии «военной лихорадки» и готово последовательно увеличивать расходы на военную сферу. Показательно, что в 2014г. доля от ВВП на оборону составляла 0,8%, а в 2015г. бюджет литовского военного ведомства достиг 425 млн евро — 1,11% ВВП. В амбициозных планах литовского правительства поднять эту цифру до 2%, объясняя это поставленными НАТО условиями. Приоритеты развития Литвой уже выбраны, и они не на стороне развития науки и инновационного развития государства.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!