Приморские районы Прибалтийских государств давно уже стали местом «московской» тусовки. Может показаться, что эта тенденция присуща новому времени, однако моду отдыхать на курортах, расположенных на Финском заливе, задали представители русской богемы, аристократии и купечества ещё во второй половине XIX века.
Над пустынной, песчаною гранью
Отдаешься здесь волн обаянью.
Усть-Нарва, 25 августа 1890
Великий князь Константин Романов
Отсчёт курортной жизни Прибалтики начался в 20-40 гг. XIX века, когда русская аристократия заинтересовалась тихой красотой небольших посёлков, расположенных на восточном побережье Балтики. Особую популярность снискали латвийская Юрмала, литовская Паланга, эстонское Нарва-Йыэсуу. Нужно сказать, что и сейчас эти три городка лидируют в списке обосновавшихся там знаменитостей.
Русскую элиту привлекало в провинциальную тишь то, что сейчас называют модным словом «спа», ведь комплекс из воздушных ванн с грязелечением, массажем и обертываниями был здесь в ходу еще в начале XIX века.
В дореволюционный период пользу грязелечебниц в Эстонии открыли для себя русские деятели культуры, купцы и аристократия. Здесь можно было увидеть художников-передвижников во главе с И. Шишкиным; писателей — Н. Лескова, И. Гончарова, Ф. Сологуба, И. Крылова. В 1882 году небольшую дачу на Садовой улице в Усть-Нарве приобрел музыкант, композитор и дирижер Мариинского театра Эдуард Францевич Направник, после чего она стала сосредоточением петербургской богемы. На Губернаторской улице находился знаменитый «Уголок» — дача русского поэта, историка и географа Константина Константиновича Случевского, а на Меррекюльской — дача баронессы Притвиц. В 1910г. в усадьбе мызы, известной под названием Фердинандсхоф гостил Марк Шагал.
Но особый шарм здешней тиши придавали визиты императоров. По замечанию историка И. Никифорова, «Мало найдется в России городов и исторических областей, где бы российские цари бывали так же часто, как в своих Прибалтийских губерниях».
Александр II впервые побывал в Гапсале (Хаапсалу) ещё в детстве, а уже в зрелом возрасте посетил курорт аж четыре раза. Здесь же бывал и Александр III с супругой в 1871 и 1880 гг. А визит Николая II был отмечен игрой в бадминтон на побережье Палдиски и дальнейшим распоряжением о строительстве железной дороги и открытии на вокзале императорского павильона.
Тишина, покой, удаленность от шумных центров Рижского взморья сделали эти места любимыми у художников, писателей, музыкантов. В Дубултах в 1832 году Барклай-де-Толли выстроил себе дачу. А о визитах русских писателей в 1879 г. было даже сообщено в «Рижском вестнике»: «На нашем морском берегу в настоящее время проживают редкие гости — наш знаменитый писатель Иван Александрович Гончаров, творец «Обломова», «Обыкновенной истории», «Обрыва» и других хорошо знакомых публике произведений, и Николай Семенович Лесков-Стебницкий — писатель, также пользующийся большой известностью».
Действительно, начиная с 1879 года, Гончаров неоднократно отдыхал в Дубултах. Автор «Обломова» писал о своем времяпрепровождении на взморье: «Беру тепловые морские ванны, гуляю по берегу…». Он был частым гостем юрмальского Карлсбада (Меллужи), где любил посещать местные концерты в парке. Писатель на взморье не только отдыхал, но и обучал письму и арифметике трех детей своего слуги, а главное — писал статьи для журналов.
На Рижском взморье с Гончаровым проводил время писатель Николай Семёнович Лесков. Карлсбад привлекал писателя своей тихой уединённостью, где никто не мог помешать работать. За месяц, проведенный на курорте в 1879 г., ему удалось написать рассказы «Однодум», «Шерамур», переписать заново «Честное слово», закончить «Архиерейские встречи». Однако о местной тиши Лесков однажды отозвался следующим образом: «Скуки здесь вдоволь, а грубого циничного немецкого разврата ещё больше».
Любовь русской аристократии к рижскому взморью продиктовала необходимость в конце XIX в. из небольшого православного прихода в районе Дзинтари построить Храм Казанской иконы Божией Матери. Именно местные дачники стали инициаторами строительства храма. Основу благотворительного фонда заложили княжна Друцкая-Соколинская, граф Орлов-Давыдов, М.Н. Мансурова (урождённая княжна Долгорукова), петербургские купцы А. Груздев, А. Павлов и многие другие.
Из воспоминаний литературного критика Всеволода Вишневского, гостившего в летнем доме своей бабушки с 1910 по 1914 годы в Карлсбаде, практически все дачи на побережье традиционно снимались или принадлежали русским курортникам.
К сожалению, незадолго до Первой мировой войны в Юрмале в результате очень сильного пожара сгорело много деревянных домов, жертвой огня стала и дача, на которой отдыхал Иван Гончаров.
Советское время внесло свои коррективы в размеренную жизнь прибалтийских курортов. Завсегдатаями местных дач стали партийные работники. А архитектура городков дополнилась различными здравницами, привлекающими в регион массового туриста.
Литовская Нида в 1970-х годах стала закрытым курортом для советской партийной номенклатуры. Плюсом такой политики стало строгое ограничение на застройку, запрет на промышленную деятельность и субсидии территории литовской части Косы, благодаря чему она осталась ухоженной и незагрязнённой.
В начале 1970-х гг. в Юрмале на базе санатория «Янтарный берег» был построен коттедж «Балтийский бриз», где предпочитало отдыхать высшее руководство Советского Союза. Хотя сам Леонид Ильич Брежнев Прибалтике предпочитал Крым, завсегдатаями Государственной дачи №2 стали I секретарь Ленинградского обкома партии Романов, Юрий Андропов и другие высокопоставленные лица. Сегодня этот коттедж, включающий в себя комнаты для жилья, столовую, кухню, просторный холл с камином, террасы, библиотеку, бильярд, кинозал, рабочий кабинет Л.И.Брежнева и сауну с бассейном, открыт для посещения как своеобразный музей СССР.
Как и все побережье акватории Балтийского моря, Эстонию в советское время покрыла сеть санаториев и грязелечебниц, которые высоко ценила местная и московская партийная номенклатура. А в 10 минутах езды от Пярну сохранилась вилла-дача Юрия Андропова, в которой после распада СССР долгое время располагался отель.
Однако, несмотря на некую переориентацию курортов, не исчерпало себя и такое явление, как дачный отдых русской богемы. Усть-Нарва, Юрмала, Паланга, как и в былые «золотые» времена, привлекали к себе художников, поэтов, музыкантов, артистов, ученых.
Сохранились воспоминания об отдыхе в эстонском посёлке Кясму сестры Марины Цветаевой – Анастасии Ивановны Цветаевой. Проводившая в этом тихом местечке каждое лето с 1967 по 1992 год А.И. Цветаева запомнилась местным жителям как эксцентричная старушка, одетая в многочисленные кофты. К причудам знаменитой родственницы относили «оккупацию» телеграфа, так как на многочисленные письма со всего мира, А.И. Цветаева отвечала преимущественно таким способом. Кроме того, в свои 95 лет она продолжала раз в год купаться в ледяном святом источнике Пюхтицкого монастыря.
Эстонское Кясму известно также как место отдыха советских режиссёров и сценаристов Семёна Львовича Лунгина и Ильи Исааковича Нусинова, известных по фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и «Трое в лодке, не считая собаки».
Сегодня рекордсменом по количеству звёздных дачников из России по праву считается Юрмала. Домами на рижском взморье обзавелись около двадцати представителей русского шоу-бизнеса: Игорь Николаев, Борис Моисеев, Лайма Вайкуле, Сергей Светлаков, Михаил Ефремов, Эммануил Виторган, Аркадий Укупник, Владимир Винокур, Александр Масляков, Михаил Задорнов, Вадим Галыгин и другие.
В Эстонии дачников из России, прежде всего москвичей и петербуржцев, интересуют тихие курортные посёлки недалеко от Йыхви, Нарва-Йыэсуу, Ляэнемаа и в Южной Эстонии. Во многом именно благодаря усилиям русских дачников эти места обязаны своему второму рождению. Один из предпринимателей приобрел в свое время целое садово-дачное товарищество на берегу Чудского озера в 25 км от Йыхви. Он привлёк на эту землю богатых москвичей, желающих приобрести дачу советского времени в Эстонии.
В Нарва-Йыэсуу построил дачу писатель-сатирик Семён Альтов. Его дом, выполненный в скандинавском стиле с элементами ар-деко, идеально вписался в окружающий ландшафт. Интересный стилистической ход, использованный в архитектуре здания, принёс С.Альтову приз на всеэстонском конкурсе «Самый красивый дом Эстонии». На торжественный приём чету Альтовых сопровождал мэр Нарва-Йыэсуу Андрес Ноормяги с супругой.
Недалеко от литовского Тракая расположилась дача балерины Майи Плисецкой. Дом был построен ещё в советское время и являлся летней резиденцией семьи, но с течением времени производились улучшения, и в литовский дом стали приезжать и в зимнее время года.
Несомненно, «русские дачники» вносят свой темп жизни в спокойный уклад небольших приморских городов. Но как бы не пытались перевернуть всё с ног на голову местные жители, предпочитающие скромным посёлкам городской шум, во многом именно «русских дачников» стоит благодарить за то, что эта самая жизнь ещё не прекратилась на скромных курортах Балтийского моря, дома не обветшали, а поля не заросли бурьяном.