В редакции газеты «Комсомольская правда» прошел круглый стол на тему «Нюрнберг-2 не получился. Пора вспомнить Нюрнберг-1». В центре обсуждения оказался коллаборационизм стран Прибалтики в годы Второй мировой войны. Аналитический портал RuBaltic.Ru представляет репортаж с круглого стола.
Страны Балтии штампуют страшилки об СССР с завидной регулярностью. При этом они не забывают возводить в ранг национальных героев пособников нацистов — вспомним шумиху вокруг разбитой мемориальной доски Йонасу Норейке в Вильнюсе или «реабилитацию» латвийского летчика Герберта Цукурса. Все это растет как снежный ком. Вот только никто не обращает внимания на «старания» прибалтийских властей: во всем мире преступники остаются преступниками, а Советский союз — страной, освободившей Европу от фашизма.
Почему Прибалтика провалила «Нюрнбергский процесс» над СССР? На этот вопрос отвечали эксперты на круглом столе в пресс-центре «Комсомольской правды».
Властям Литвы судебный процесс по делу о столкновениях у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года был необходим, чтобы скрыть собственные преступления, считает писатель Владислав Швед, осужденный в Литве по «делу 13 января».
«В августе 1999 года в Литве состоялся первый суд над коммунистами по "делу 13 января". Казалось бы, на этом нужно было поставить жирную точку, но после этого в стране поднялась новая волна вопросов: кто стрелял у башни? В 2010 году литовский оппозиционер Альгирдас Палецкис ответил: "Свои стреляли в своих". И вот тут выяснилось, что в Литве совсем не забыли, что за преступлениями стоят самые что ни на есть "свои", в том числе председатель Верховного Совета Литвы в 1990–1992 годах Витаутас Ландсбергис. Вот тут-то и понадобился новый "Нюрнбергский процесс" над участниками штурма телебашни, который сразу же встретил поддержку президента Литвы Дали Грибаускайте», — объяснил писатель.
В 2012 году вышла его книга «Как развалить Россию? Литовский вариант». Писатель рассказывает о событиях 13 января 1991 года с позиции очевидца — в это время он жил и работал в Вильнюсе.
Обозреватель «КП» Галина Сапожникова отмечает, что в «деле 13 января» было много ляпов, благодаря которым нетрудно понять, что все обвинения представляют собой довольно примитивные мифы. Неудивительно, что несколько лет назад в Литве изъяли тираж ее книги «Кто кого предал: как убивали Советский Союз и что стало с теми, кто пытался его спасти».
Об одном из таких «неудивительных ляпов» литовского «дела» рассказал Евгений Гаврилов, бывший военнослужащий Советской Армии, осужденный по делу 13 января и одновременно пострадавший во время событий в Вильнюсе.
«Было указание сверху: оружие не применять. Только для личной защиты при угрозе жизни. У всех десантников были боевые патроны. Но это были два магазина, отдельно уложенных в карманах на жилете, и два магазина с холостыми патронами, которые были присоединены к каждому автомату в комплекте. Это явно видно и, что важно, слышно на записях представителей сторонних СМИ. Представьте: ночь, плохое качество камер. Слышны одиночные сухие выстрелы. Это стрельба холостыми патронами из автоматов АКС без специальной втулки. Стрельба вверх», — рассказал Гаврилов.
Так называемый «Нюрнберг-2» пытается вершить не только Литва. Историческая политика Латвии и Эстонии ничем не отличается от литовской — по крайней мере, в трактовке событий Второй мировой войны и вхождения в состав СССР.
Взыскание «ущерба» за «советскую оккупацию», приравнивание формы Красной армии к обмундированию вермахта — это лишь часть списка претензий балтийских республик к России и СССР.
Обозреватель RuBaltic.Ru, политолог Александр Носович считает, что отношения между Россией и странами Балтии испортились именно из-за их политики «реваншизма» — желания пересмотреть итоги Второй мировой войны.
«Не верьте тем, кто говорит, что у нас отношения с Прибалтикой испортились в последние годы по вине Украины или чего-либо еще. Они испортились ровно по этим причинам: требования разговоров о советской оккупации, приравнивание коммунизма к нацизму и тому подобным вещам, начиная с 1990-х годов», — сказал Носович.
Обвиняя СССР и россиян в кровавых преступлениях, балтийские республики возводят в ранг национальных героев пособников нацистов — участников карательных операций в годы Второй мировой войны. Историк, директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института истории РАН Александр Дюков напомнил об участии латышей и эстонцев в блокаде Ленинграда, добавив, что в СССР не было предусмотрено наказаний за эти преступления.
«Надо понимать, что сегодняшние участники маршей легионеров СС в Риге — это те самые коллаборационисты, осаждавшие Ленинград, которых в 1947 году советская власть сдуру не наказала (4 ноября 1947 года вышло распоряжение МВД СССР, Министерства юстиции СССР, Прокуратуры СССР рассматривать дела обвиняемых в совершении военных преступлений без участия сторон и приговаривать виновных к заключению сроком на 25 лет — прим. RuBaltic.Ru)», — отметил Дюков.
Так какой же может быть «Нюрнберг-2»? Пересмотреть итоги Второй мировой войны невозможно.
Но Россия не должна терять бдительность в борьбе с отголосками нацизма в Европе, считает президент Международной общественной организации — общества «Россия — Германия» Ольга Зиновьева.
«Если бы Нюрнбергский трибунал не состоялся, мы бы с вами не обсуждали тему преступления и возникновения фашизма и претензий прибалтийских... знаете, я их странами назвать не могу, у меня язык не поворачивается. Они не являются странами, они не являются государствами с идеологической ответственностью, с правительством с гражданской позицией по отношению к своему народу, к своей истории. А они не стали бы переписывать ту историю, которую им сейчас хочется создать, превратившись в невинных жертв — таких чистых, непорочных, в розовых бантиках. Западу, к слову, нравится позиция "невинной Прибалтики". Он следит за реакцией Москвы: если ее не будет, значит, всю историю ХХ столетия можно будет переписать заново», — сказала эксперт.
В подтверждение своих слов она рассказала о последствиях Нюрнбергского трибунала в Германии.
«Долгое время во всех семьях Германии каждый считал своим долгом сказать: "Мы прошли этот процесс, но мы не виноваты". И это осталось глубоко в сознании немцев. До 1989 года — падения Берлинской стены. Тогда вдруг у некоторых из них на столиках начали появляться маленькие фотографии. Потом эти фотографии стали разрастаться до портретов на стенах. А потом на этих портретах мы увидели в "героическом" одеянии всех нацистов, осужденных Нюрнбергским трибуналом. А ведь это были те же самые семьи! Зло должно быть наказано. Оно должно быть вырвано с корнями. Зло должно быть уничтожено раз и навсегда», — подытожила Зиновьева.