В Эстонии развернулась широкая дискуссия вокруг законопроекта о сожительстве. Как воспринимаются такие законотворческие инициативы в обществе? К чему может привести принятие данного закона? Эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил c эстонским политологом, доктором философских наук Эдуардом ТИННОМ:
- Господин Тинн, в Эстонии сейчас активно обсуждается вопрос внедрения либеральных семейных ценностей, закон о сожительстве однополых пар. Как Вы думаете, насколько вообще консервативно в своих ценностях эстонское общество?
- Тех, кто за традиционные ценности, в обществе больше. Но это не мешает парламенту обсуждать законопроекты вроде закона о сожительстве. Естественно, на этом фоне возникают жёсткие споры в обществе. Но всё будет решать парламент, где большинство выступает за принятие закона.
- Что предусматривает законопроект о сожительстве?
- Наша проблема заключается в том, что у нас много незарегистрированных браков. И эта форма сожительства довольно популярна: молодые, современные люди живут вместе, но не торопятся регистрировать брак. Предложенный закон, честно говоря, в этом плане ничего особенного не даёт - как всё было, так и останется.
Прежде всего, этот закон проталкивают для того, чтобы сексуальные меньшинства смогли иметь семью и усыновлять детей. Он даёт возможность, скажем, мужчинам жить вместе и усыновлять детей.
Хотя закон пытаются завуалировать, говоря, что так защищают институт семьи: мол, таким образом оформившие свои отношения мужчина и женщина будут иметь уверенность в завтрашнем дне. На самом деле, это жёсткая политика секс-меньшинств.
- Почему сейчас возникла необходимость в этом законе?
- Потому что мы, как мартышки, делаем то, что делает Запад.
Повторяем за Голландией, Данией, чтобы показать, что мы не авторитарная, не отсталая страна. Это комплекс неполноценности.
Вместо того чтобы смотреть, что нам выгодно, а что нет, мы поддаёмся модной тенденции, которую усердно проталкивает ЛГБТ-сообщество. Для этого оно проводит агрессивную политику. У нас всё это называют демократией и приговаривают, что мы должны идти в ногу с Западом, поддерживать западные ценности, которые на самом деле упадочные.
- Каково отношение в обществе к однополым бракам и этому законопроекту в частности?
- Что касается широких масс, как я уже говорил, противников европейских ценностей больше. Но часть эстонской молодёжи попала под влияние масс-медиа и думает, что надо делать всё то, что делают в западных странах, не различая, что такое хорошо, а что - плохо.
Стоит отметить, что политические силы в этом смысле тоже разделились. Правые (например, партия «Исамаалийт», которая, так скажем, придерживается консервативных и националистических взглядов) не поддерживают сексуальные меньшинства и выступают против введения данного законопроекта. За введение этого закона, прежде всего, высказываются ведущие партии реформистов и социал-демократов. А вот наши центристы, где, кстати говоря, больше русской публики, раскололись примерно напополам. Эстонская лютеранская церковь выступает против этого закона.
- Проходят ли агитационные кампании за или против законопроекта?
- В основном агитационные кампании проходят через медиа, прессу, где почти 90% сторонников таких законопроектов. Есть, конечно, и противники, но у них нет возможности так широко высказывать своё мнение. Они собирают подписи.
В этом смысле у нас демократия существует - мы знаем, что есть и другая точка зрения. Однако официальная политика, которую одобряет большинство парламента и, видимо, правительство, всё-таки главенствующая и поддерживает законопроект.
- Не приведёт ли принятие этого закона к расколу в обществе?
- Раскол в этом вопросе уже существует.
Можно иметь одну или другую позицию, но если этот закон в парламенте получит большинство голосов и будет принят (а после первого голосования мы видели, что сторонники этого закона получили большинство голосов), тогда этот закон примут, невзирая на общественное мнение.
Тем более, все понимают, что люди у нас не настолько активны, чтобы выходить на улицы и митинговать. Проглотим и махнём рукой.