В годы нацистской оккупации Латвия была демонстративно-показательно деэлектрофицирована. Гитлеровцы уничтожили электростанции оккупированной республики и оборвали линии электропередач. Полноценное энергоснабжение страны восстановила советская власть, которую в сегодняшней Латвии считают такими же оккупантами, как военную администрацию Третьего рейха. Аналитический портал RuBaltic.Ru напоминает, как создавалась латвийская система энергоснабжения, как немцы ее разрушили, а Советский Союз вывел Латвию в союзные лидеры по производству электроэнергии.
Производство и использование электроэнергии на территории современной Латвии началось еще со второй половины XIX века. Тогда в Риге располагалась крупнейшая в губернии тепловая электростанция — в районе Андрейоста рядом с портом. Ее мощность достигала 7,4 тысячи киловатт.
К 1915 году будущая Латвия в составе Российской империи производила сравнительного немного электроэнергии — всего лишь примерно 15 миллионов киловатт в час. Вскоре разбушевалась гражданская война, во время которой вопрос обеспечения территории электроэнергией отошел на второй план.
В начале 1919 года сформировалось советское правительство Латвии со столицей в Риге, которое весной приняло принципиальное решение о строительстве ГЭС на берегу Даугавы около острова Долес. Именно латвийский революционер Петр Стучка первым из политиков того сложного периода настоял на принятии этого решения, заглянув на долгие годы вперед.
В годы межвоенной Латвии правительством было построено несколько небольших маломощных электростанций на реках Амата, Айвиексте, а также у Юглы.
На большее не хватало денежных средств, да и серьезный экономический кризис мирового масштаба затронул экономику республики-лимитрофа. Мощность этих электростанций достигала 100–500 киловатт.
Правда, в конце 1930-х годов авторитарное правительство Карлиса Улманиса совершило прорыв, запустив в эксплуатацию Кегумскую ГЭС, начавшую работать на Даугаве. Ее мощность составила 51 тысячу киловатт на 1940 год. Улманис очень гордился этим проектом.
После захвата Латвии нацистами последовало разрушение системы энергоснабжения республики. В планы нацистского оккупационного командования не входило автономное энергообеспечение региона. В соответствии с принципами колониального управления нацисты уничтожили практически все электростанции «Леттланда» и демонтировали линии электропередач.
Таким образом была проведена показательная деэлектрификация республики. Ущерб, нанесенный экономике Латвии немецкой администрацией и ее местными пособниками, был колоссальным.
После завершения боевых действий Латвия в составе СССР получила масштабную финансовую и организационную помощь от братских республик, которая была оказана в рамках восстановления электроэнергетического потенциала республики. Рабочие Латвии и других советских республик в кратчайшие сроки восстановили Кегумскую ГЭС, существенно поврежденную нацистами. В 1947 году выработка электроэнергии достигла довоенного уровня. Работы по восстановлению объектов энергоснабжения Латвийской ССР велись оперативно и высокопрофессионально.
В 1950 году выработка электроэнергетического ресурса превысила уровень 1940 года в два раза. С начала 1950-х годов были заложены основы для расширения действующих электростанций и закладка новых, более мощных и современных.
К началу 1980-х годов Латвийская ССР вышла в число лидеров по удельному весу производства электроэнергии гидроэлектростанциями.
Например, на 1982 год этот показатель составил более 60%. Благодаря колоссальной материальной поддержке и организационно-технической базе в течение 1970-х годов был сооружен и запущен в эксплуатацию каскад ГЭС на Даугаве.
Одной из важнейших энергопроизводительных систем республики была Рижская ГЭС имени 50-летия СССР, которая обладала установленной мощностью 402 тысячи киловатт. В 1974 году она была введена в строй, став одной из главных строек десятилетия. С целью возведения ГЭС была построена плотина на Даугаве до середины острова Долес, половина которого вместе с мелкими островами подверглась затоплению во время сооружения Рижского водохранилища. Тогда же было проложено автомобильное шоссе, которое стало частью рижской окружной дороги.
Расширенная и модернизированная в 1975–1979 Кегумская ГЭС обладала мощностью в 260 тысяч киловатт. Она была оборудована тремя гидроагрегатами. Фактически тогда была построена станция «Кегумс-2» на противоположном берегу.
Построенная к 1965 году Плявиньская ГЭС имени Владимира Ильича Ленина обладала мощностью 825 тысяч киловатт. В ходе ее строительства был основан целый город, названный Стучкой в честь первого латвийского советского правителя, предложившего план по масштабной электрификации республики. В настоящее время он называется Айзкраукле.
Во время возведения ГЭС был затоплен известняковый утес Стабурагс, уникальный природный объект послеледникового периода. Впоследствии этот факт был использован местными националистами из Народного фронта в целях информационно-пропагандистской войны против советского строя.
В 1979 году было начато строительство Даугавпилсской ГЭС, которое вскоре было остановлено в результате масштабной пропагандистской кампании, проведенной журналистами в газете «Литература ун Максла» («Литература и искусство»). Данное издание формально не имело никакого отношения к инженерно-технической отрасли, но его пафосный призыв не дать затопить красивые даугавские пейзажи, предотвратить нарушение естественного ландшафта и уберечь от исчезновения редкие виды животных и растений был услышан официальными чиновниками Латвии, которые почувствовали дуновения «воздуха свободы».
Тем самым было инициировано общественное обсуждение необходимости продолжения строительства Даугавпилсской ГЭС, которая могла стать самой мощной из всех построенных до этого в республике.
Масштабное давление со стороны латышской творческой интеллигенции, весьма далекой от реальных инженерных задач, привело к тому, что в 1987 году состоялось выездное заседание Научного совета по проблемам биосферы Академии наук СССР. На нем были детально проанализированы экономические последствия строительства ГЭС под Даугавпилсом. Особое внимание уделялось социально-идеологической плоскости и политическим последствиям.
В результате всестороннего нажима на ученый совет было принято решение о прекращении работ. Для журналистов литературно-художественного журнала это было первой весомой победой. Второй победой оказался срыв строительства рижского метрополитена. Так начиналась антисоветская революция в Латвии.
Между тем проектная мощность Даугавпилсской ГЭС составляла 300 тысяч киловатт. Ее водохранилище, как предполагалось, должно было регулировать уровень воды всех нижних водохранилищ. В связи с тем, что гидроресурсы в Латвии были ограничены, 3 ГЭС Даугавского каскада работали только в часы максимального потребления населением электроэнергии.