После оккупации Литвы нацистами в 1941 году еврейское население подверглось настоящему геноциду. Активную помощь в истреблении целого народа оказывало местное население. В результате было уничтожено около 95% евреев, веками проживавших на данной территории. Память об этих чудовищных событиях чтят в современной Литве 23 сентября. О том, как проходит Национальный день памяти жертв Холокоста, об антисемитизме в Литве и о реакции Израиля на политику прославления «лесных братьев» аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с продюсером фильма «Последнее воскресенье августа» Цви КРИЦЕРОМ, родственники которого были убиты в литовском местечке Молетай нацистами при содействии местных пособников.
— Г-н Крицер, 23 сентября в Литве проходит Национальный день памяти жертв Холокоста. Какие мероприятия по этому случаю будут организованы?
— Я знаю, что состоится церемония в Понарах (район на юге Вильнюса — прим. RuBaltic.Ru), месте, где было уничтожено практически все еврейское население Вильнюса. Это будет центральное мероприятие. Накануне приехал Папа Римский, он должен провести молитву на месте бывшего Вильнюсского гетто, которое находилось в Старом городе (день памяти жертв Холокоста приурочен ко дню ликвидации Вильнюсского гетто в 1943 году — прим. RuBaltic.Ru). В этом году исполнится 75 лет с момента его уничтожения.
— Насколько активно общественность и представители власти Литвы участвуют в данных мероприятиях?
— Из личного опыта могу сказать, что в августе 2016 года на Марше памяти жертв Холокоста в городке Молетай было порядка трех тысяч литовцев, приехавших из всех уголков страны.
Не помню, чтобы [президент Литвы] Даля Грибаускайте участвовала в этих мероприятиях, но были другие представители власти.
— В годы Холокоста в Литве было уничтожено более 95% евреев. Кто сегодня хранит память о них?
— Память хранят евреи, как проживающие в самой Литве, так и живущие в разных уголках мира. У некоторых из них погибли близкие родственники.
Официальная Литва также каким-то образом пытается сохранить памятные места. Может быть, усилий прилагается недостаточно, но что-то все-таки делается. Так, помечены улочки, ведущие к гетто, и его районы. Установлены карты, на которых обозначены места, находившиеся на территории гетто. Также проводятся различные памятные мероприятия.
Но при этом по всей Литве разбросано порядка 220 мест массовых захоронений. И не на всех из них есть памятники, некоторые такие места заброшены.
Поэтому я думаю, что официальные власти могли бы делать больше.
— Присутствуют ли попытки со стороны литовских властей завуалировать неприятную тему Холокоста?
— Официальные власти не пытаются завуалировать данную тематику, но они проводят политику двойного геноцида, то есть советская «оккупация» ими приравнивается к нацистской. Получается, что их отождествляют, а это не может не вызывать критику и возмущение со стороны еврейского населения.
— А есть ли попытки властей отгородить литовское население от преступлений, совершенных в те годы против евреев?
— Конечно, такие попытки делаются. Если кто-то из коллаборационистов участвовал в антисоветском сопротивлении, в так называемом движении «лесные братья», то власти уже не смотрят на то, что он совершал до этого.
То есть если кто-то боролся с советской властью, то он уже герой. Я не ошибусь, если скажу, что в независимой Литве никто из еще живых коллаборационистов не предстал перед судом.
— Как реагирует еврейское сообщество Литвы на действия властей по прославлению «лесных братьев», многие из которых были замешаны в погромах?
— Еврейское сообщество Литвы разделено на две части. Есть официальная Еврейская община, которая старается чтить память соплеменников, но при этом не вступает в конфронтацию с официальным Вильнюсом по вопросу участия литовцев в Холокосте. Но есть и «неофициальная» часть евреев, которая придерживается иной позиции.
— Существует ли на этот счет реакция Израиля?
— Здесь все непросто. Если говорить о после Израиля в Литве Амире Маймоне, то он очень многое делает ради сохранения памяти о жертвах Холокоста. Он часто посещает места массовых захоронений, участвует во всех мероприятиях.
Но Израиль придерживается политики неконфронтации с Литвой по поводу участия коллаборационистов в убийствах евреев.
Этот вопрос оказывается несколько в стороне, потому что израильские власти пытаются больше учитывать сегодняшние интересы страны на международной арене. Порой Израилю необходима поддержка Литвы в ООН. В этой связи происходит политика некоторого примирения.
— Прослеживаются ли зачатки антисемитизма в современной Литве? Или, может быть, существуют даже его проявления?
— Они всегда были, есть и будут. Но опять-таки, я бы не стал обобщать. Некоторые говорят, что все литовцы убивали евреев, но это неправда, потому что было много людей, которые их спасали. В процентном отношении, я полагаю, это даже один из самых высоких показателей в Европе.
Антисемитизм на протяжении многих лет существует в Литве, но вместе с тем есть и прогрессивная часть общества, которой это чуждо.
Эта часть стремится сохранить память о Холокосте и даже высказывает мнение о коллаборационистах, которое не всем нравится. Из-за этого они везде подвергаются нападкам; [писательница, автор книги «Наши»] Рута Ванагайте — яркий тому пример. Ее, если можно так выразиться, затравили в Литве.
— Какие наиболее яркие примеры антисемитизма за последние годы имели место в Литве?
— Это существует на бытовом уровне, на ежегодных маршах националистических групп, которые шагают по центральной улице города, скандируя: «Литва — литовцам». Таких проявлений, однозначно, быть не должно.
И вообще, непонятна политика страны, которая пытается выставлять коллаборационистов в качестве национальных героев, хотя настоящих героев в стране хватает.
Недостаточно внимания уделяется праведникам народов мира (почетное звание, которое присваивают неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации — прим. RuBaltic.Ru). Я считаю, что именно они и были настоящими патриотами своей страны, потому что они рисковали собой и своими семьями. Но им в Литве не ставятся памятники, в их честь не называют улицы.
При этом стоит отметить, что в Литве хотя бы не существовало соединений СС, и поэтому в ней не проходят ежегодные чествования бывших эсэсовцев, как это происходит в Латвии и Эстонии.