В годы Великой Отечественной войны кропотливая и методичная работа советских подводников-разведчиков играла важнейшую роль в проведении морских операций против нацистской Германии. Спустя 20 лет после Великой Победы в Таллине подняли на поверхность судовой дневник затонувшей подводной лодки «М-81». После его восстановления криминалистами перед потомками открылась героическая история экипажа «М-81», который оборонял от нацистов Лиепаю, Ригу и Таллин и создал прецедент участия малоразмерной подводной лодки в уличных боях.
По условиям Версальского договора, производство новых судов в Германии находилось под запретом. Согласно ограничительным условиям, принятым в 1919 году, ей было позволено иметь всего лишь шесть линкоров в строю (два в резерве) водоизмещением 10 тысяч тонн и столько же легких крейсеров водоизмещением 6 тысяч тонн. Также послевоенной Германии разрешалось сохранить по 12 миноносцев (водоизмещением 800 и 200 тонн соответственно). И еще санкционировалось производство отдельных разновидностей малого вспомогательного транспорта.
Естественно, ни о каких подводных лодках речи не шло. Негусто с учетом военно-морского потенциала довоенной кайзеровской Германии, память о котором не покидала немецкого обывателя.
Подвижки наступили к началу 1935 года, когда английские политики инициировали проведение межправительственных переговоров с Третьим рейхом. 18 марта Гитлер в одностороннем порядке денонсировал Версальский договор. Особых возражений со стороны держав Антанты, гарантов договора, не последовало. А уже 4 июня состоялся первый раунд англо-германских переговоров.
Двенадцать дней велось закулисное обсуждение пунктов морского соглашения. Англия и Третий рейх представили итоговый документ 18 июня.
Лондонские переговоры между фюрером и политиками Туманного Альбиона привели к тому, что Англия милостиво разрешила нацистской Германии иметь мощный флот.
Правда, немцы обязались не превышать 45% от тоннажа британских подводных сил, но только поначалу. Примечательно, что тогда же было оговорено условие, чтобы германский ВМФ не превышал одной трети английского флота. Ради сохранения такой перспективы и «принимая заверения немцев за чистую монету» (как вспоминает Уинстон Черчилль), английская сторона позволила немцам построить столько подводных лодок, сколько составило бы 60% от числа английских субмарин, а в случае исключительных, по мнению гитлеровского правительства, обстоятельств — и все 100%.
У фюрера оказались полностью развязаны руки. Декларацию со стороны Соединенного Королевства подписал разведчик, глава МИД Сэмюэль Хор. Почему-то сегодня никто не говорит о пакте Хора — Риббентропа.
Впрочем, истинные цели этого шага Лондона заключались в том, чтобы направить Гитлера на Восток. Англичане в последующих комментариях допустили, что этот договор будет способствовать развитию экспансии Гитлера в Балтийском море.
Таким образом, нацистам позволили построить пять линкоров, два авианосца, 21 крейсер и 64 эсминца. Так в 1935 году была создана прямая угроза для Советского Союза.
СССР, естественно, развивал собственные военно-морские силы, в том числе уделяя внимание строительству подводных лодок. Делался акцент на создании малоразмерных подлодок класса «М», прозванных «малютками».
Всего до Великой Отечественной войны было спущено на воду 78 таких лодок. Они должны были выполнять функцию ближней защиты отечественных военных баз, однако потом оказалось, что подлодки способны вести как разведывательные, так и боевые действия у побережья противника.
Подводная лодка «М-81» была заложена в марте 1934 года на заводе №198 имени Марти в Николаеве (там же в дальнейшем были построены практически все авианесущие крейсеры Советского Союза).
26 марта 1936 года она прошла успешные испытания на Черном море, а 22 июля этого же года «малютка» вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Боевое крещение «М-81» пришлось на советско-финскую войну. Она вошла в состав 24-дивизиона подводных лодок, который был к тому времени перебазирован из Ораниенбаума в Палдиски. Командир экипажа «М-81», старший лейтенант Исаак Соломонович Кабо вывел лодку в четыре боевые похода в Финский залив, в том числе на позицию №4 в районе Хельсинки.
В середине декабря лодка встала на техремонт. После его окончания три дня, с 25 по 28 декабря, она снова вела разведдеятельность недалеко от Хельсинки. В ходе продвижения в территориальных водах Финляндии донесла о наличии минного заграждения. В январе прибыла к Ханко у Тверминне, где некоторое время проводила дозорные работы.
5 января 1940 года в условиях густого тумана и ограниченной видимости встала на банку. Торпедные катера противника тем не менее пропустили «малютку». Через некоторое время экипаж «М-81» сумел самостоятельно сняться с мели и выйти на чистую воду.
В связи с повреждением в газовыхлопном коллекторе (в основном из-за соприкосновения с минрепами) лодка отправилась обратно в Палдиски, где была отремонтирована.
В феврале 1940 года подлодка была отправлена на починку в Таллин. Далее вошла в 4-й дивизион противолодочных кораблей КБФ.
17 мая 1941 года «М-81» перешла в Лиепаю, важнейший военно-стратегический оборонительный форпост в западной части Советского Союза.
Командование «малюткой» осуществлял капитан-лейтенант Федор Антонович Зубков. У берегов советской Латвии ее настигло вторжение нацистов 22 июня.
В распоряжении потомков имеются записи из командирского служебного дневника, с трудом восстановленные криминалистами после того, как он более 25 лет пролежал в морской воде. Запись, датированная первым днем войны, звучит так: «День 22 июня был самым страшным в этом году... По сигналу "тревога" вскочили с коек, похватали противогазы и побежали на подводную лодку. Не успели принять боевые торпеды, как над гаванью появились три самолета, очень похожие на наши СБ. Одна из батарей открыла огонь по самолетам, мы недоумевали, почему. Потом решили, что это учения и зенитчики бьют с большим углом упреждения... Через час появилось около 20 самолетов над гаванью. Боевая тревога. Мы были предупреждены, что это немецкие самолеты».
Подлодка несла дозор на подходах к Лиепае, находясь на позициях у военной базы. Командир вспоминает о драматических событиях 23 июня: «Сегодня бомбят Лиепаю и порт... Видны только разрывы зенитных снарядов. Нас обнаружил немецкий... срочное погружение. Днем в перископ наблюдали пожары на нашем берегу».
В это время происходила эвакуация мирного населения по приказу штаба обороны.Немецкая артиллерия вела плотный массированный огонь по стратегическим объектам города и гражданской инфраструктуре.
Гитлеровские 504-й и 505-й полки внушительной силой двигались к Приекуле в сорока километрах от Лиепаи.
Капитан-лейтенант Зубков тщательно фиксировал события, но записи дошли до нас отрывками: «В течение целого дня... от бомбежек... женщины и дети в военном городке... Все остро переживают, но не показывают вида». За каждой строкой — человеческие эмоции, боль, страдания и готовность защищать Родину от превосходивших сил опасного врага.
Что происходило и в каких условиях разворачивались боевые действия, экипаж «М-81» не знал. Нет сведений относительно масштабности конфликта и международного положения. В дневнике записано: «Остаемся в полной неизвестности относительно международного положения. Только ли с Германией воюем или со всей Европой?»
Вопрос не праздный, поскольку во время противостояния с Финляндией против СССР открыто выступили Англия и Франция, которые несколькими месяцами ранее допустили постыдный раздел Чехословакии.
24 июня 1941 года описывается подрыв корабля: «Вчера, когда всплыли у берега, вспыхнуло огромное пламя. Какой-то корабль, очевидно, подорвался на мине и сгорел. Под водой сидели… часов. С величайшим наслаждением выкурили две папиросы».
По всей видимости, здесь описывается взрыв эсминца «Ленин» на заводе «Тосмаре». Авангардные подразделения нацистской армии смогли в этот день захватить лиепайские железнодорожные мастерские.
Тогда же в гавань Лиепаи вернулась другая «малютка» — подлодка «М-83» под командованием Петра Михайловича Шалаева. С поврежденным перископом ее замаскировали в устье Морского канала и прикрыли кустарником. В таких условиях она вела прицельный огонь из арторудия по немецким подразделениям, прорвавшимся в город и застрявшим в пригородах, где их остановили красноармейские формирования и отряды рабоче-комсомольского ополчения.
Весьма редкий случай в мировой военной практике: в уличных боях приняла участие малоразмерная подлодка.
Всего экипажем «М-83» за сутки 25–26 июня было расстреляно 1 770 снарядов, из которых 150 было выпущено по воздушным целям, преимущественно самолетам люфтваффе, бомбившим Лиепаю. Когда запас снарядов закончился, командир Шалаев принял решение взорвать лодку, а экипаж пополнил ряды защитников города.
Командир «М-81» далее пишет: «...Сегодня ночью лопнула крышка у 7-го цилиндра... двигатель вышел из строя. Трудно представить, какие для нас будут последствия этого... Батареи разряжены, воздуха почти нет. Давали радиограммы... принимают их... неприятельские станции. Просили помощи. Сообщили свои координаты. Ждем под перископом, кто явится на зов — свои или враги, а они возле нас — фашисты...»
Записи на этом обрываются.
Известно, что подлодка «М-81» приняла активное участие в обороне Лиепаи, подбив вражеский самолет.
Бои продолжались непрерывно, а драматизм первых дней войны был острейшим. От бомбежек у лодки фактически «полетел» двигатель, но его починили своими силами.
По радио в ночь на 26 июня был отправлен приказ — следовать в Ригу, на базу в Усть-Двинске. Утром 27 июня лодка покинула позиции, так как город был почти полностью захвачен немцами: оставались лишь отдельные очаги партизанского сопротивления. В этот же день она перешла в Куйвасте, небольшой порт на эстонском острове Муху.
1 июля «малютка» была направлена под Таллин для осуществления надводного патрулирования. Там при переходе из пролива Мухувяйн в Палдиски она стала жертвой взрыва донной магнитной мины, затонув через минуту.
Судовой дневник был найден в мае 1965 года после подъема кормовой части на поверхность. Экипаж подлодки был торжественно похоронен с воинскими почестями на гарнизонном кладбище в Таллине.