Витаутас Ландсбергис по сей день остается одним из самых влиятельных людей современной Литвы. Влияние пожилого патриарха литовской государственности принято объяснять моральным авторитетом Ландсбергиса и его участием в борьбе за независимость Литвы, но подлинные причины могущества «отца нации» куда более зловещи. Бывший лидер «Саюдиса» имеет компромат на литовских политиков первого эшелона и может их всех шантажировать. Огромным подспорьем в поиске компромата является работа нескольких поколений клана Ландсбергисов на спецслужбы СССР.
Как Ландсбергис стал лидером «Саюдиса»
Следует рассказать, как аполитичный музыковед Витаутас Ландсбергис, абсолютно неизвестный в Литве, в июне 1988 года вдруг стал членом инициативной группы литовского Движения за перестройку, названной «Саюдисом», а затем и его лидером.
Из достоверных источников известно (автор статьи был достаточно информированным человеком, так как занимал должность 1-го секретаря Октябрьского райкома Компартии Литвы города Вильнюса, в котором на партийном учете находились коммунисты КГБ Литовской ССР — прим. RuBaltic.Ru), что Ландсбергис попал в инициативную группу «Саюдиса» только по настоянию куратора из КГБ как «проверенный советский интеллигент». Он должен был информировать Комитет обо всех «отклонениях» в курсе инициативной группы.
После создания «Саюдиса» его первым неформальным лидером стал писатель и популярный общественно-политический деятель Витаутас Петкявичюс. Именно под его руководством движение заявило себя как новая мощная политическая сила в республике. Однако для московских кураторов «Саюдиса» в ЦК КПСС и для КГБ Литовской ССР славившийся крайне независимым характером Петкявичюс оказался неудобной фигурой.
Небольшое отступление. Известно, что в Литве название «Саюдис» было запрещено с момента восстановления советской власти в 1944 году. Ведь так именовал себя антисоветский и пронацистский Фронт литовских активистов, созданный в Берлине в июле 1940 года.
Именно этот «Саюдис» организовал в июне 1941 года антисоветское восстание в Литве. И вдруг летом 1988 движение за горбачевскую перестройку стало носить это название? А в 5-м управлении КГБ Литовской ССР по указанию из Москвы был создан 4 отдел по курированию «Саюдиса» под руководством Пятраса Вожбутаса (P.Vozbutas)!
Однако не следует удивляться. Все произошло по воле главных кремлевских перестройщиков: генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и секретаря и члена Политбюро ЦК КПСС Александра Яковлева.
Сверхсекретное бюро ЦК Компартии Литвы рекомендовало…
В августе 1988 года Александр Яковлев посетил Литву с инспекционной проверкой того, как обстоит дело с организацией народного Движения, которое должно было серьезно подвинуть на политическом поле «партийных князьков». Так Горбачев, будучи в июле 1988 года с визитом в Польше, назвал партийных секретарей в КПСС.
Яковлеву не понравился Петкявичюс, лидер литовского Движения, который имел свое мнение и в разговоре с Яковлевым позволил себе критиковать политику Кремля в Литве. В результате в сентябре 1988 года по указанию из Москвы было решено заменить Петкявичюса на невзрачную, аморфную личность Ландсбергиса.
Почему Ландсбергис, преподаватель марксистско-ленинской эстетики, был выбран в качестве замены Петкявичюса?
Одной из причин было то, что он являлся многолетним осведомителем КГБ Литовской ССР под псевдонимом Vytautas, а затем Dedulė, писавшим доносы не только на творческую интеллигенцию Литвы, но и на литовских деятелей, живших за рубежом, с которыми музыковед имел возможность общаться.
При этом следует иметь в виду, что на фоне громкоголосого и мощного трибуна Петкявичюса музыковед Ландсбергис не смотрелся, а в июне 1988 года он публично оконфузился. На митинге, посвященном проводам делегатов из Литвы на XIX Всесоюзную партконференцию, Ландсбергис попытался выступить, но из-за плохой дикции потерпел полное фиаско. Из толпы ему кричали: «Вынь солому из носа!»
Видимо, по этим причинам в сентябре 1988 года члены Бюро ЦК Компартии Литвы на сверхсекретном заседании (без протокола) согласились с предложением председателя КГБ Литовской ССР Эдуардаса Эйсмунтаса (E. Eismuntas) рекомендовать профессора-музыковеда лидером «Саюдиса».
Основные аргументы Эйсмунтаса за Ландсбергиса были следующие: интеллигентен, незаметен, плохой оратор, не пользуется авторитетом в массах, связан с КГБ и поэтому будет легко управляем.
Особый акцент Эйсмунтас сделал на том, что семья Ландсбергисов всегда стояла на «советских позициях», а его отец, архитектор Витаутас Жямкальнис-Ландсбергис (V. Žemkalnis-Landsbergis), оказал неоценимые услуги советской власти, являясь с 1927 года агентом НКВД, а затем КГБ СССР.
Члены бюро ЦК КПЛ полагали, что с назначением Ландсбергиса «Саюдис» станет послушным орудием в руках партийной элиты и КГБ.
Музыковед был фактическим руководителем Литвы
Используя авторитет, наработанный «Саюдисом» под руководством Петкявичюса, Ландсбергис стал диктовать условия руководству советской Литвы. Альгирдас Бразаускас, ставший в октябре 1988 года первым секретарем ЦК КПЛ благодаря поддержке «Саюдиса», а затем в январе 1990 года — председателем Президиума ВС Литовской ССР, был вынужден считаться с Ландсбергисом. Причем не просто считаться, а регулярно встречаться с ним.
О своих регулярных встречах с Ландсбергисом Бразаускас признался в книге воспоминаний Lietuviškos skyrybos («Развод по-литовски»), изданной в 1993 году. Он написал, что в 1989–1990 годы тайно встречался с Ландсбергисом в парке Вингис для обсуждения и согласования с ним действий Компартии Литвы, в декабре 1989 года вышедшей из КПСС.
Надо полагать, что и в период своего президентства (1993–1998 годы) Бразаускас был вынужден считаться с мнением литовского Мориарти, хотя тогда бывшие коммунисты серьезно потеснили на политической арене Литвы клан Ландсбергиса. Но явно половинчатая политика президента Бразаускаса, не затронувшая ни одного из губительных для Литвы решений, принятых в период правления Ландсбергиса, свидетельствует, что тот продолжал оказывать на него влияние.
Весьма эффективно тактику «теневого давления» Ландсбергис использовал в отношении президента Валдаса Адамкуса, пришедшего на смену Бразаускасу.
Этот бывший американский гражданин дважды избирался президентом Литовской Республики (в 1998–2003 и 2004–2009 годы). И оба срока он находился под плотным контролем и прессингом Витаутаса Ландсбергиса и его окружения.
Это выяснилось в августе 2011 года. Тогда на пресс-конференции, созванной по поводу представления книги воспоминаний Адамкуса Paskutinė kadencija. Prezidento dienoraščiai («Последний срок. Дневники президента»), бывший президент сообщил, что весь период пребывания у власти он находился под диктатом «весьма уважаемых в Литве личностей».
Адамкус пишет, что они диктовали ему, как поступать и кого на какие должности назначать. Эти инструкции он получал не только лично, но и по факсу и телефону.
Помимо этого, Адамкусу достаточно ясно намекали, что в случае неповиновения он будет политически уничтожен. Такое поведение Адамкус назвал шантажом.
Налицо явное нарушение Ландсбергисом 84-й статьи Конституции, предписывающей, что только Президент имеет право решать вопросы, входящие в его компетенцию. То есть Ландсбергис, давая поручения, а точнее — навязывая свое мнение президенту Литвы, совершал тяжкое государственное преступление.
На вопрос, почему Адамкус не обнародовал имена шантажистов, ведь их действия носили преступный характер, бывший президент дал не вполне вразумительный ответ. Адамкус заявил, что люди, дававшие ему указания, в Литве почти «обожествлены» и до сих пор являются символом обретенной независимости. Поэтому, по мнению Адамкуса, обнародование их имен было бы с его стороны «преступлением против святой веры в свободу и демократию».
На самом деле ситуация с управляемостью Адамкуса была обусловлена следующим. До избрания президентом Литвы он постоянно проживал в Чикаго (США). Согласно статье 78 Конституции Литовской Республики он не мог участвовать в президентских выборах в Литве, так как кандидат в президенты должен был не менее трех последних лет постоянно проживать в стране.
Ландсбергис, будучи в 1997 году председателем Сейма Литвы, заставил литовский суд принять фальшивое решение о том, что гражданин США Валдас Адамкус якобы последние три года постоянно проживал в городе Шяуляе, а не в американском Чикаго.
И хотя соперники Адамкуса заявляли, что Шяуляй — это не его дом, а лишь место, где он «держит свои тапочки», решение окружного суда позволило тому баллотироваться на пост президента Литвы.
Линас Куоялис (L. Kuojalis), американский советник Ландсбергиса в 1990–1991 годы, в интервью газете Respublikа по поводу решения литовского суда относительно места жительства Адамкуса заметил: «Насколько я понимаю, литовские суды склонны отрицать не только Конституцию Литвы (Куоялис помогал готовить Конституцию Литовской Республики — В. Ш.), но законы Эйнштейна и Ньютона. Один и тот же объект в одно и то же время не мог быть в двух местах (в США и Литве)».
Ландсбергис как организатор вышеизложенного фальшивого судебного свидетельства, позволившего Адамкусу стать президентом Литвы, получил мощнейшее средство манипулирования им.
Опубликования лишь одного факта, что Адамкус накануне президентских выборов в декабре 1997 — январе 1998 года жил не в Шяуляе, а в США, было бы достаточно, чтобы его президентская карьера позорно завершилась.
Отметим, что Ландсбергис документальных следов своего причастия к афере с фальшивым местом жительства Адамкуса не оставил.
Это естественно, так как 84 статья Конституции Литовской Республики категорически запрещает оказывать давление на президента при принятии им решений. Такие требования действуют в большинстве стран мира. Там воздействие на президента в любой форме является уголовным преступлением.
Перипетии Паксаса
Единственный президент Литвы, на которого у Ландсбергиса не оказалось компромата, был Роландас Паксас. Известный литовский летчик и планерист, ставший в 1980 году чемпионом СССР по высшему пилотажу,
Паксас по итогам президентских выборов декабря 2002 — января 2003 был избран президентом. Клан Ландсбергиса приложил немало усилий, чтобы сместить Паксаса, который был известен своей конструктивной позицией в отношении России.
В результате в октябре 2003 года Паксас был обвинен в связях с российским предпринимателем Юрием Борисовым, который якобы спонсировал предвыборную кампанию политика в обмен на ряд решений в свою пользу в случае избрания последнего на пост президента. Паксас все обвинения в свой адрес отверг и назвал происходящее «местью системы за усилия в борьбе с коррупцией в этой стране».
Но в апреле 2004 года Конституционный суд ЛР признал его виновным, и в том же месяце Паксасу по результатам голосования в Сейме был объявлен импичмент. В результате проведенных досрочных президентских выборов пост главы государства вновь занял Адамкус.
Но Паксас решил не сдаваться. В декабре 2005 года расширенная коллегия Верховного суда Литовской Республики признала его полностью невиновным. Но в Литве он остался политическим изгоем.
В июне 2009 года Паксас был избран европарламентарием от правоцентристской политической партии Литвы Tvarka ir teisingumas («Порядок и справедливость»). Расправа над любимцем литовской публики летчиком Роландасом Паксасом в очередной раз показала, насколько силен клан Ландсбергиса.
В 2018 году Комитет по правам человека ООН обнародовал «Завершающие замечания Nr. CCPR/C/LTU/CO/4 о правах человека в Литве». В них Комитет выразил озабоченность тем, что Литва затягивает исполнение Констатации по делу «Паксас против Литвы» о возвращении ему задним числом с 2004 года права быть президентом и премьер-министром.
Особую озабоченность Комитета ООН вызвало Постановление Конституционного суда Литвы (КС) 2016 года, которое отказывало Паксасу в возвращении вышеупомянутых прав на основе своеобразного толкования Конституционным судом Конституции Литовской Республики.
Такой подход, отметил Комитет ООН по правам человека, противоречит международным обязательствам Литвы. Однако подобная ситуация для современной Литвы естественна. Ведь КС с 2014 года возглавляет юрист Дайнюс Жалимас, с 17 лет являвшийся верным слугой, точнее, служкой (лит. klupčiukas) Ландсбергиса. Жалимас обязан музыковеду не только юридическим образованием, но и карьерой.
Продолжение следует…