В Литве полным ходом идет героизация «лесных братьев». Власти республики продолжают защищать даже откровенных нацистских преступников вроде Йонаса Норейки, которого назвала палачом его собственная внучка, а в списке «героев», останки которых удалось обнаружить спустя несколько десятилетий, появилось еще одно знаковое имя. Аналитический портал RuBaltic.Ru составил список новейших побед коллаборационистов в Литве.
1. Восстановление памятной таблички Йонасу Норейке
В отличие от многих литовских партизан, которые проявили себя главным образом после окончания Великой Отечественной войны, Йонас Норейка тесно сотрудничал с оккупационной немецкой властью: руководил ячейкой Литовского фронта активистов в Тельшяе, затем стал главой Шяуляйского уезда и находился в подчинении комиссара военного округа Ганса Гевеке.
В Центре исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ) почему-то считают, что последний факт его как-то оправдывает. Дескать, все преступные приказы отдавал Гевеке, а Норейка был вынужден их выполнять. Других аргументов для защиты нацистского палача не нашлось.
Видимо, профессора Вильнюсского университета, доктора права Сорбонны Станиславаса Томаса эти оправдания не устроили. В апреле он разбил памятную доску Норейке на здании Академии наук Литвы, возлагая на него вину за гибель 14 тысяч евреев в Шяуляйском гетто.
Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс немедленно распорядился восстановить мемориальную табличку. Уже через неделю она красовалась на прежнем месте, хотя у Шимашюса были основания принять другое решение.
В конце концов, прекратить чествование Норейки призывал не кто иной, как министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
Его мотивация ясна — краснеть за героизацию нацистских преступников на международной арене придется именно главе литовского МИД. Но на родине к советам Линкявичюса не прислушались.
2. Открытие памятника Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу в Чикаго
Памятник одному из наиболее почитаемых командиров «лесных братьев» — Адольфасу Раманаускасу — был открыт в Чикаго 4 мая. На церемонии присутствовал Линкявичюс, который высоко оценил заслуги виновника торжества: «Здесь должным образом будет увековечена память об А. Раманаускасе-Ванагасе, история героя будет передаваться из поколения в поколение, свидетельствуя о героизме, любви и верности родине-Литве».
Для министра иностранных дел Литвы Раманаускас — фигура куда более приемлемая, чем Норейка. Но за рубежом открытие памятника восприняли неоднозначно.
Жесткая реакция последовала, прежде всего, от российского посольства в США. Там обратили внимание на два важных момента.
Во-первых, акция увековечивания памяти Ванагаса практически совпала по времени с Днем памяти жертв Холокоста и прошла накануне Дня Победы, отчего приобрела особый цинизм. Во-вторых, в прошлом году литовская община в США уже пыталась установить памятник командиру «лесных братьев», но власти города Нью-Бритена отвергли проект. Теперь же Вильнюс добился своего.
Против героизации Раманаускаса выступил также Центр Симона Визенталя.
Председатель Исполнительного комитета Еврейского агентства Исаак Герцог заверил, что убрать «памятник убийце» — это моральный долг возглавляемой им организации.
Но к противодействию евреев власти Литвы и представители американской общины наверняка были готовы.
А вот к чему их жизнь не готовила, так это к разгромной публикации на сайте Би-би-си.
С критикой в адрес британской телекомпании даже выступила партия «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы»: консерваторы уверены, что биография Раманаускаса в статье искажена, заявления о нем пересекаются с заявлениями «пропагандистов Кремля».
Литовским политикам невдомек, что их «герои» на западе воспринимаются неоднозначно. Но памятник Раманаускасу в Чикаго по-прежнему стоит.
3. Приговор Вячеславу Титову
В прошлом месяце Клайпедский районный суд оштрафовал депутата городского совета Вячеслава Титова на сумму в 12 тысяч евро за высказывания о Раманаускасе. Политик позволил себе усомниться в героизме командира «лесных братьев» и возложил на него ответственность за массовые убийства мирных жителей. За это в отношении Титова было заведено уголовное дело.
«Согласно материалам дела, обвиняемый преднамеренно распространял ненавистнические высказывания — как на своей странице в социальной сети, так и через различные российские веб-сайты и другие информационные платформы, — говорил прокурор Симонас Генис. — Эти и другие преднамеренные действия подсудимого могут рассматриваться как создающие угрозу национальной безопасности страны».
За столь страшное «преступление» Генис требовал приговорить депутата к одному году и восьми месяцам тюрьмы.
Вердикт в итоге оказался мягче и не удовлетворил обе стороны. Титов подал апелляцию, Генис тоже решил обжаловать решение суда, которое якобы оказалось «оправдательным».
Очень хочется литовскому прокурору, чтобы за «неправильное» мнение в Литве давали реальные сроки. Но прецедент Титова и без того заставит литовцев задуматься: а стоит ли отступать от «генеральной линии партии», если за это могут наложить штраф в размере 240 прожиточных минимумов?
4. Выдворение журналиста за публикации о «лесных братьях»
В конце мая шеф-редактор издания Sputnik Литва Марат Касем был задержан в аэропорту Вильнюса. Через несколько часов его отпустили, но вручили уведомление о запрете въезда в Литву сроком на пять лет. Правоохранители посчитали, что журналист представляет угрозу для национальной безопасности прибалтийской республики.
Рассказывая об инциденте, Касем подчеркнул, что одной из причин его выдворения стали публикации о «лесных братьях».
Что ж, за свое понимание в Литве штрафуют, а если «повезет», то могут и в тюрьму посадить. Так что Касем еще легко отделался.
5. Обнаружение могилы последнего партизана
Гибель Антанаса Крауялиса-Сяубунуса в 1965 году считается заключительным аккордом антисоветского сопротивления в Литве. Место его захоронения долгое время оставалось неизвестным, но на днях СМИ сообщили, что могила последнего из «лесных братьев» обнаружена на вильнюсском кладбище Нашлайчю.
Останки Раманаускаса год назад нашли в этом же месте. Для литовских националистов это была большая победа, которую они отметили торжественным перезахоронением командира партизан.
Вероятно, Крауялиса будут повторно хоронить с такими же почестями. В Литве его чествовали и до этого: присваивали воинское звание, награждали орденом Крест Витиса III степени, устанавливали в его честь мемориальный камень.
О «подвигах» Крауялиса при этом говорить не принято, хотя исчерпывающей информацией о его преступлениях располагает тот самый Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы.
В письме утянскому прокурору ЦИГСЖЛ сам когда-то описывал злодеяния последнего из «лесных братьев». «В документе утверждается, что последний (Крауялис-Сяубунас — прим.RuBaltic.Ru) убил или участвовал в убийстве двенадцати гражданских лиц», — пишет П. Масюлёнис в «Книге памяти жертв партизанского террора». «Большую часть из них убил лично Сяубунас. Трех женщин из четырех застрелил он, две из них были беременны. Всего было расстреляно десять человек, один убит металлическим прутом, другой ранен и добит деревянным колом. Упоминаются и конкретные разбойные действия Сяубунаса».
Одним ужасным «героем» в Литве стало больше. И это не эпитет: прозвище «Сяубунас» в переводе с литовского означает «ужасный».