Телеканалы HBO и Sky представили миру мини-сериал «Чернобыль», посвященный аварии на Чернобыльской атомной станции. Съемки сериала проходили в Литве, и власти республики считают это обстоятельство очень отрадным, уповая на антисоветский и антиатомный подтекст сериала. На самом деле съемка в «Чернобыле» свидетельствует против прибалтийской республики: получается, что после 30 лет «европейского выбора» создатели антисоветского сериала увидели в Литве идеальную декорацию советской жизни во всей ее мерзости.
Основные съемки «Чернобыля» проходили в Литве весной прошлого года. В роли Чернобыльской АЭС вполне закономерно выступила Игналинская атомная станция.
Чернобыльская и Игналинская АЭС в самом деле похожи: их проектировали и строили одни и те же специалисты, на «Игналинке» были установлены те же ядерные реакторы, что и в Чернобыле, и пуск атомных станций в эксплуатацию был произведен с разницей в несколько лет.
Собственно, это пугающее, учитывая судьбу Чернобыля, сходство и стало официальной причиной, по которой Игналинскую АЭС решили закрыть.
Так что в решении снять в роли Чернобыльской АЭС «Игналинку» нет ничего удивительного.
Ключ к пониманию американо-английского сериала дает действительно удивительное, не оправдываемое ни логистикой, ни финансами, ни исторической достоверностью решение снимать уничтоженную чернобыльской катастрофой Припять в одном из спальных районов Вильнюса.
По всем соображениям, в роли несчастной Припяти должен был выступить ее литовский брат-близнец Висагинас, в советские годы называвшийся Снечкус в честь Антанаса Снечкуса, многолетнего лидера советской Литвы.
Снечкус/Висагинас и Припять были построены практически одновременно как города ядерщиков при атомных станциях. Припять получила статус города в 1979 году, Снечкус получил свое название в 1977-м.
Оба города строились советскими архитекторами в соответствии с господствовавшими тогда представлениями об идеальной жилищной застройке. Те представления вполне комплиментарны сегодняшним: широкие улицы, просторные дворы, добротные кирпичные коробки многоэтажек, обилие зелени. Если бы не выдающие Прибалтику сосны, панорамы Висагинаса невозможно было бы отличить от Припяти до чернобыльской катастрофы.
Тем не менее создатели сериала отказались от Висагинаса и уехали снимать Припять в вильнюсском спальном районе Фабиенишкес.
В качестве советского города ядерщиков в «Чернобыле» предстали снятые нарочито мрачными и унылыми панельные «хрущобы» литовской столицы.
Зачем это было сделано? В любом художественном высказывании визуальный образ нужен, чтобы донести для зрителя его основную мысль. Основная мысль мини-сериала «Чернобыль» в том, что катастрофа на атомной станции стала естественным следствием всего преступного и лживого советского строя.
Режиссер «Чернобыля» Стеллан Скарсгард не скрывает, что снимал политически ангажированный сериал, призванный выставить главным виновником аварии советское общество как таковое.
«Что на самом деле стало причиной катастрофы, если хорошенько подумать? Система, которая не могла потерпеть неудачу, непогрешимая идеология. Она работает так же, как любая религия — требует подавлять истину. И вот это действительно опасно. Эта религия может быть коммунизмом, может быть религией сама по себе либо воплощением капиталистических интересов, как в случае Фукусимы — катастрофы, вызванной банкротством капитализма, когда компании были лишены способности эффективно отреагировать на бедствие», — говорил в одном из интервью Скарсгард.
Немудрено, что литовские власти сейчас воспринимают «Чернобыль» как нежданный-негаданный подарок судьбы. У самой Литвы практически нет возможностей, чтобы популяризировать в мире свою антисоветскую идеологию через массовую культуру. А тут просто манна небесная: американские союзники из HBO делают за идеологических работников с площади Дауканто всю их работу.
Весь мир обсуждает сериал, в котором и порочность советского строя, и косвенное оправдание Литвы перед самой собой и окружающими за ликвидацию Игналинской АЭС и борьбу с Белорусской АЭС. Для полного счастья не хватает лишь рассказа о «советской оккупации» Литвы и героизации «лесных братьев».
Однако стоит ли литовским властям так радоваться — вопрос спорный.
Если учесть, что американцы и англичане выбрали Литву в качестве идеальной картинки серого, мрачного и унылого «совка», то радоваться-то особо и нечему.
Кроме Литвы, «Чернобыль» снимали также на Украине, однако Святошин, Троещина и прочие спальные районы Киева не приглянулись им в качестве советского жилого массива во всей его мерзости. Висагинас с краснокирпичными коробками в сосновых рощах — тоже не то. А вот спальные районы Вильнюса — то. Тот самый пресловутый «совок».
Благодарная за такую роскошную «фактуру» съемочная группа даже провела по окончании съемок в Фабиенишкесе субботник. Убрали во дворах мусор, посадили деревья и стерли со стен граффити. Насчет мусора вопрос спорный, но едва ли в Припяти в 1986 году были граффити.
Попадание Прибалтики в мейнстрим западного масскульта — редчайшее явление. Литва в американском кинематографе до сих пор могла похвастаться только таким специфическим персонажем, как Ганнибал Лектер. Знаменитый маньяк-людоед, как следует из книг придумавшего его Томаса Харриса, был уроженцем именно этой прибалтийской республики.
Новое приобретение Литвы в западном китче столь же сомнительно. Антисоветский сериал об аварии на атомной станции — это для Литвы замечательно. Но тот факт, что идеальным воплощением «совкового» СССР антисоветски настроенным создателям сериала увиделась современная Литва, наводит на очень неприятные мысли об успешности ее «дороги в Европу».