Российские архивы открыты для литовских историков, однако Литва не дает им туда попасть. Министерство образования и науки Литвы не выделяет ученым деньги на поездку в Москву. России скаредность литовских властей только выгодна: опыт показывает, что прибалтийские историки используют готовность российских коллег сотрудничать и пускать их в свои архивы в основном для того, чтобы навязывать в России доктрину «советской оккупации» и искать доказательства «преступлений советского тоталитарного режима».
«Существует большая вероятность того, что у русских есть и Декларация о независимости Литвы от 11 декабря 1917 года, и Манифест о провозглашении независимости от 16 февраля 1918 года, но попасть в архивы России не так уж просто. Часть из них до сих пор закрыта, часть архивных документов они не спешат показывать. Но приходится сожалеть, что и наше Министерство образования и науки не проявляет инициативу. Ведь с русскими уже некоторое время назад был подготовлен общий проект относительно издания многотомного сборника документов, но Министерство не выделило на это средств», — сообщил LRT старший научный сотрудник Института истории Литвы Альгимантас Каспаравичюс.
О том, что Россия согласна пустить литовских историков в свои архивы, но Литва не дает на это денег, говорит и директор Института истории Литвы Римантас Микнис.
Литовские и российские ученые планируют издание сборника ранее не обнародованных архивных документов, которые показывают отношения между Литвой, Советской Россией и СССР в период между двумя мировыми войнами. Группа литовских историков, включая Альгимантаса Каспаравичюса, должна лететь в Москву для работы в российских архивах, но Министерство образования и науки Литвы не дает на этот проект денег.
Римантас Микнис уточнил, что вопрос финансирования поездки литовских ученых в Москву будет рассмотрен в Министерстве в ближайшее время, и выразил надежду, что деньги для историков всё же найдутся.
Почему литовские чиновники не хотят давать финансирование на поездку в открытые для историков Литвы российские архивы, неизвестно. Может, в бюджете Министерства образования и науки в самом деле нет денег. Может, это следствие политического решения не иметь с Россией никаких общих дел. Может, в Минобрнауки опасаются, что в Москве литовских историков покусают сотрудники ФСБ и те вернутся на родину агентами Кремля.
В любом случае России скаредность Литовского государства только на пользу.
Всякий раз, когда Россия демонстрировала открытость, готовность идти на диалог с Прибалтийскими странами по сложным вопросам истории и пускать прибалтийских историков в свои архивы, эта добрая воля оборачивалась против самой России.
Ярче всего это иллюстрирует опыт двусторонних комиссий историков. Для Литвы с Латвией участие в работе этих комиссий всегда сводилось к одной-единственной цели — заставить Россию признать «советскую оккупацию» стран Балтии.
Для достижения этой цели официальные Вильнюс и Рига применяли откровенно жульнические приемы, что порождало дипломатические скандалы между Россией и Прибалтийскими странами.
Когда в 2006 году вышла первая часть сборника документов «Россия и Литва в годы Второй мировой войны» — плод работы совместной Российско-литовской комиссии историков, — тогдашний министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис назвал этот сборник «литовской версией оценки событий предвоенного периода» и сделал вывод, что российские историки своим участием в работе над сборником признали теорию оккупации. Российским историкам и МИД России пришлось официально опровергать заявление литовского министра.
Когда стартовала работа Российско-латвийской комиссии историков, ее председатель с латвийской стороны Инесис Фелдманис прямо сказал, зачем Латвии нужен диалог с российскими учеными. «Надеемся, что историческая комиссия поспособствует тому, что российские официальные должностные лица придут к выводу, что у них нет иного выхода, как только официально признать факт оккупации в Латвии», — объявил Фелдманис по итогам первого заседания Российско-латвийской комиссии.
Когда министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2011 году посетил Вильнюс и назвал в качестве позитивного примера в двухсторонних отношениях совместную работу российских и литовских историков в рамках межгосударственной комиссии, глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис потребовал от российской стороны принести извинения за «советскую оккупацию» и выплатить за нее компенсации. Комиссия литовского Сейма по подсчету ущерба от «оккупации» как раз к тому времени насчитала 834 миллиарда долларов ущерба, который Россия, как правопреемница Советского Союза, обязана Литве возместить.
Прибалтийской стороне не нужно ни исторической правды, ни диалога, ни совместной работы с российскими историками — ей нужно заставить Россию признать «оккупацию» и платить за нее странам Балтии до конца времен.
Поэтому прибалтийские историки и лезут так активно в российские архивы. Они ищут в них доказательства «оккупации» — документальные свидетельства «сталинского геноцида» против балтийских народов, за который над Россией можно было бы устроить «второй Нюрнберг».
Самое удивительное, что Россия пускает прибалтийских историков в свои архивы, хотя те даже не скрывают стоящих перед ними антироссийских задач. Мало какой российский историк сможет попасть в архив МИД России, а вот латвийские исследователи, благодаря Российско-латвийской комиссии историков, там работали. Видимо, искали документы 1939–1940 годов — доказательства сговора СССР с Третьим рейхом.
Правда, они ничего не нашли, потому что в 2014 году Латвия со скандалом отказалась от участия в Комиссии историков. Но через год в Риге предприняли еще одну попытку: обещали возобновить работу Комиссии и получили за свое обещание 2,5 тысячи страниц документов из Архива внешней политики. Вновь ничего тянущего на «второй Нюрнберг» в российских документах не нашли, и работу Комиссии возобновлять не стали.
Россия то ли слишком уверена в своей исторической правоте, то ли слишком хочет диалога и примирения со странами Балтии, если пускает в свои архивы людей, открыто лезущих туда с антироссийскими целями.
Поэтому если литовская власть демонстрирует отказ от каких бы то ни было отношений с Россией тем, что не желает пускать своих историков в уже открытые для них московские хранилища документов, то и слава богу. России, как это часто бывает, глупость литовских политиков и чиновников только на руку. В данном случае эти политики и чиновники делают за Россию ее работу: не дают литовским историкам заниматься в российских архивах антироссийской политикой.