24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, установленный в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кириллическая письменность, созданная братьями, оказалась неотъемлемой частью культурного кода православных славянских народов и оказала огромное влияние на их историческое развитие. Кириллица стала одной из мировых азбук, которой пользуются не только в славянском мире, но и за его пределами.
Для Беларуси и России кирилло-мефодиевское наследие имеет особое значение. С принятием православия на землях Древней Руси начинает формироваться собственная высокая культура. На основе кириллического письма складывается древнерусский язык, сочетающий в себе элементы церковнославянского и местных восточнославянских говоров. С общими языком и религией формируется и общее самосознание — разрозненные славянские племена сливаются в единую древнерусскую народность.
Этнонимы Русь, русские люди, русский народ становятся общими на всем пространстве от Львова, Бреста и Полоцка до Новгорода, Суздаля и Рязани. Со временем появляется эллинизированная форма Россия и производный от нее «народ российский». Показательно, что эти названия были в ходу не только в Московском царстве, которое со временем станет официально именовать себя Россией, но и на западнорусских (белорусских и украинских) землях, которые надолго подпали под власть Литвы и Польши.
Поэтому, когда Алексей Михайлович в XVII веке принял титул царя всея Великия, Малыя и Белыя России, он апеллировал к культурно-языковой традиции, прекрасно понятной не только в Москве, но также во Львове, Киеве, Полоцке, Могилеве и других исторических русских землях под польско-литовским владычеством.
Культурное и языковое единство восточных славян, основанное на кирилло-мефодиевской традиции, оказалось гораздо глубже и прочнее политического.
Века разделения, когда западные русские земли (будущие Беларусь и Украина) находились под литовско-польским господством, стали временем не только политической, но и культурной, цивилизационной борьбы.
Польша и Литва стремились не только к политическому, но и к цивилизационному господству над Русью.
Для этого нужно было ослабить и разрушить те культурные, религиозные и языковые связи, которые сохранялись между разными частями Руси, несмотря на политическое разделение.
Сперва удалось разделить церковь, когда в Литве была учреждена отдельная митрополия, после того как киевский митрополит Петр избрал в качестве своей фактической резиденции Москву. С тех пор и на несколько столетий восточнославянские земли в составе Московского государства и в составе Литвы и Польши оказались разделены в церковно-административном отношении.
Следующим шагом стало подчинение западнорусской церкви Риму через навязывание унии с католической церковью. Наконец, полонизация аристократии завершала картину культурного наступления Польши на Западную Русь.
В XIX веке дело Польши подхватила Австрия. Именно Вена развернула на оказавшихся в ее составе землях древнего Галицкого княжества активную и системную поддержку агрессивного украинского национализма, который порвал со своим русским прошлым. При этом традиционная русская идентичность, сохранявшаяся на этих землях, подавлялась и искоренялась, а местные сторонники общерусского единства подвергались репрессиям. Апофеозом стал настоящий геноцид, который австрийские власти устроили русофилам Галичины во время Первой мировой войны.
Один из первых европейских концентрационных лагерей, Талергоф, был организован для галицких русофилов, которых австрийские власти объявили шпионами и «пятой колонной» России.
Трагические события, которые разворачиваются сейчас на Украине, являются продолжением этой многовековой политической и цивилизационной войны.
Вот почему в рамках Союзного государства России и Беларуси важно уделять внимание вопросам не только экономики, но и исторической памяти. Ни одно интеграционное объединение невозможно без идеологии. В случае с Беларусью и Россией такой идеологией может стать древнерусская культурно-языковая и цивилизационная основа обеих стран (что никак не отрицает и не ущемляет существования в них и иных этнических и культурно-исторических сообществ).
Культурная и историческая близость – это, пожалуй, самая надежная основа для политической интеграции. Люди, живущие в одном культурном и информационном пространстве, разделяющие общие ценностные установки и бытовые привычки, способны понять друг друга с полуслова. Осознание исторической глубины этой общности, которая насчитывает более тысячелетия и пережила самые разнообразные геополитические катаклизмы, сделает подобное объединение еще более прочным.
Нельзя забывать и о наших геополитических конкурентах, которые также не дремлют и мечтают вбить клин и стравить друг с другом братские восточнославянские народы. Историческая память и культура сегодня являются одним из основных полей информационной войны между нами и коллективным Западом.
Украинская трагедия — во многом результат успешной кампании по обработке массового сознания инструментами «мягкой силы». К сожалению, у нас долгое время недооценивали инструментарий «мягкой силы», считая, что экономика первична и именно она в конечном счете определяет идеологический, культурный и геополитический вектор государств.
События последних десяти лет на Украине наглядно продемонстрировали, что это не так, и народ, забывший собственные корни, можно легко натравить на вчерашних братьев и единоверцев.
В рамках Союзного государства важно учесть этот трагический опыт и не допустить его повторения.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН