Российские студенты отмечают Татьянин день. Дата учреждения Московского университета давно стала традиционным студенческим праздником. Помнят его и в Беларуси, хотя здесь в последние годы все чаще отмечают Международный день студента 17 ноября. Системы высшего образования двух стран остаются тесно связанными и во многом похожими. И все же в них накопилось немало отличий, создающих определенные трудности в рамках образовательного пространства Союзного государства.
Образование после распада СССР: параллельными курсами
В наследство от СССР России и Беларуси досталась общая система образования с едиными стандартами и правилами. Эта советская основа сохраняется до сих пор, делая образовательные системы двух государств достаточно схожими.
Тем не менее за годы раздельного существования в них накопилось и немало различий.
Можно сказать, что системы образования Беларуси и России развивались параллельными курсами и даже по расходящимся траекториям.
Так, в первые годы независимости белорусские школьники все еще продолжали учиться по старым советским и новым, но изданным в России учебникам. Автор этих строк, закончивший школу в 2000 году, еще учился по таким книгам.
Однако современные школьники учатся по учебникам, изданным исключительно в Беларуси и написанным белорусскими авторами. Российские учебные пособия могут использоваться в неформальном порядке некоторыми учителями в качестве дополнительных материалов.
Естественно, новые учебники пишутся в соответствии с программами, разработанными белорусским Министерством образования уже без оглядки на Москву. Конечно, учитывая общий советский базис, принципиальных расхождений между российскими и белорусскими учебниками не возникло. Исключением стали предметы гуманитарного блока, но об этом будет сказано отдельно.
В постсоветский период системы образования Беларуси и России пережили ряд реформ, которые страны осуществляли отдельно друг от друга, причем складывается впечатление, что зачастую такие реформы проводились ради самих реформ, без какого-то четкого плана.
Например, в Беларуси попытались перейти на 12-летнюю систему школьного образования, очевидно, копируя европейский опыт. Однако буквально через пару лет этого эксперимента откатились обратно к привычной 11-летке.
Кроме того, в Беларуси отказались от традиционной 5-балльной системы оценок, заменив ее 10-балльной. Преимущества новой системы далеко не очевидны, зато между системами образования двух стран возникло еще одно различие. «Пятерка» в понимании современного белорусского школьника – плохая оценка, аналогичная старой «тройке».
В целом системы образования России и Беларуси долгое время развивались под знаком подражания Европе. Так, обе страны вступили в Болонский процесс, чтобы выйти из него в 2022 году. При этом вступление в Болонскую систему и реформы в ее рамках Беларусь и Россия опять же осуществляли независимо друг от друга.
Интеграция систем вступительных испытаний
В России и Беларуси отказались от советской системы вступительных экзаменов, заменив ее тестированием. В России это система единого госэкзамена (ЕГЭ), в Беларуси — централизованного тестирования (ЦТ).
Долгое время эти системы никак не состыковывались друг с другом. Российский ЕГЭ одновременно выполняет функцию выпускных школьных экзаменов и вступительных испытаний в университеты. В Беларуси долгое время школьные экзамены сдавались отдельно от централизованного тестирования. Только в 2023 году Беларусь перешла на систему, во многом аналогичную российской. Теперь белорусские школьники сдают два экзамена в качестве ЦТ и один — в качестве централизованного экзамена (ЦЭ), заменившего выпускные школьные испытания.
Несколько лет назад Беларусь и Россия ввели систему взаимного признания результатов ЕГЭ и ЦТ, что позволило белорусским выпускникам поступать в российские вузы по результатом ЦТ, а россиянам в вузы Беларуси, соответственно, по итогам ЕГЭ.
Гуманитарная сфера
Пожалуй, наибольшие расхождения между системами образования Беларуси и России возникли в гуманитарной сфере.
Поскольку в Беларуси русский язык имеет статус государственного, белорусские школьники в полном объеме изучают русский язык и литературу. А вот с преподаванием истории ситуация иная.
Историю России в Беларуси отдельно не изучают, только как часть всемирной истории. Соответственно, познания в этой области у белорусских школьников самые общие. То же касается и географии России.
Со знаниями российских школьников о Беларуси дела обстоят не лучше.
Преподавание истории — крайне идеологизированная сфера. В начале 1990-х годов в Беларуси оно строилось на основе этнического национализма и было направлено на формирование у школьников откровенной неприязни к России. Впрочем, от этой практики довольно быстро отказались и перешли к взвешенной и умеренной позиции. Но чувства какой-то особой культурно-исторической общности с Россией современная система образования Беларуси не формирует.
Это довольно серьезная проблема, ведь без четкого понимания культурно-исторических связей, объединяющих Россию и Беларусь, вряд ли получится построить реальное Союзное государство.
Выработка общего гуманитарного нарратива — по-прежнему важная и пока не решенная задача.
Российские вузы и белорусская армия
Российские вузы остаются самыми популярными среди иностранных для белорусских студентов (хотя в последнее время России по этому показателю на пятки наступает Польша). Отсутствие культурно-языкового барьера и традиционно высокое качество образования привлекает молодых белорусов.
Кроме того, по ряду специальностей, востребованных в Беларуси, образование можно получить только в России.
К примеру, подготовку специалистов в новой для Беларуси атомной отрасли белорусские вузы пока только осваивают, а значит, без кооперации с российскими университетами не обойтись.
Россия ежегодно выделяет квоты для бюджетного обучения белорусских студентов в российских вузах. Так, в 2023 году было выделено 1300 мест. Для сравнения, в 2020 году эта квота составляла лишь 73 места.
Однако белорусские абитуриенты, желающие поступать в российские вузы, столкнулись с неожиданной проблемой. В последнее время в Беларуси было существенно сокращено число отсрочек от армии. Сегодня молодой человек может воспользоваться такой отсрочкой однократно, и предоставлена она будет только при условии поступления в белорусское образовательное учреждение.
Поступление в российский вуз права на отсрочку теперь не дает.
Эта ситуация является наглядным примером рассогласованности в принятии решений в рамках Союзного государства. Очевидно, она противоречит принципу равных возможностей, которые граждане России и Беларуси должны иметь на территории обеих стран. Хочется верить, что это досадное недоразумение в ближайшее время будет исправлено.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН