Оболванивание населения на Украине ведется давно, но в последнее время это приводит к каким-то фантасмагорическим последствиям. После подрыва Каховской ГЭС большую популярность в стране приобрели «видения» местных эзотериков и оккультистов, которые рассказывают об «освобожденных» духах казаков, желающих принять участие в конфликте с Россией. Это выявило огромную проблему украинского общества: оно категорически не знает истории. Если бы запорожцы могли сражаться сегодня, то воевали бы они явно не на стороне ВСУ.
На Украине общество продемонстрировало весьма оригинальную реакцию в отношении катастрофы на Каховской ГЭС и последующего осушения местного водохранилища.
«Украинские астрологи, тарологи, "экстрасенсы" и прочие эзотерики начали массово писать в соцсетях о том, что взрыв дамбы Каховской ГЭС "освободил души запорожских казаков-характерников", избавив от воды "сакральную местность Великий Луг", входившую когда-то в Запорожскую Сечь», — пишет телеграм-канал «Политика Страны».
Его авторы цитируют, в частности, «регрессолога» Дарину:
«Ранее на тонком плане я видела много казаков, которые хаотично сражались. Когда я спросила их еще тогда, когда это все закончится, они сказали, когда их главный скажет. В инсте шерится инфа о том, что на месте Каховской ГЭС было затопление Большого Луга, и там же были спрятаны мощи Сирка.
Это ж и есть тот главный для духов казаков! И да! Для них всех незаконченное дело — это независимость Украины.
Это то, что не дает им упокоиться! И несмотря на отсутствие физического тела, на тонком плане они существуют и могут влиять на ход войны через ДУХ настоящих воинов, могут им давать нужную силу!»
О беседах с запорожскими казаками во сне рассказала еще одна украинская блогерша.
«Его похоронили на Каховской ГЭС. Его мистическая сила именно там, и она вышла наружу, и это огромный знак для Украины. Этот подрыв не просто так произошел на тонком плане. Пространство освободило само. Это большой знак для Украины, нам удастся победить, и еще быстрее, чем мы думаем», — поделилась она «сакральной» информацией об атамане Сирко, которого назвала супер-человеком и почему-то масоном.
Подобные посты собирают тысячи лайков и восторженных комментариев. Одна беда — ни блогеры-эзотерики, ни их фанаты совершенно не знают историю запорожского казачества.
Откуда взялись казаки в Северном Причерноморье и Приазовье и были ли они изначально славянами, никто с уверенностью сказать не может. Само слово «казак» упоминается в средневековых источниках, начиная с XIII–XIV веков. Одни историки связывают их со средневековыми бродниками, другие — с хазарами, третьи — с представителями небольшого коренного народа.
Примерно с конца XV — начала XVI столетия казаками стали называть беглых людей, селившихся на днепровских островах и за порогами вне юрисдикции правителей восточноевропейских государств. Жили они охотой и рыболовством, а также время от времени атаковали караваны враждебных им держав.
Примерно в середине XVI века начались попытки организовать из них единую военную силу. В это время была основана и первая Запорожская Сечь.
Согласно наиболее популярной среди историков версии, первый деревянный замок на острове Малая Хортица построил и организовал вокруг него казаков волынский православный магнат Дмитрий (Байда) Вишневецкий. Он начал службу у великого князя литовского Сигизмунда II Августа, однако возмутился его приказом не трогать Крымское ханство и Османскую империю.
В 1558 году Вишневецкий со всеми казаками перешел на службу к Ивану Грозному, с которым нашел полное взаимопонимание. «Байда» получил в кормление город Белёв, охранял южные границы Русского государства и ходил в походы против крымских татар. В 1560-е годы он начал действовать самостоятельно и вмешался в борьбу между молдавской знатью, но был ранен в бою, пленен и передан туркам, которые казнили своего старого врага. Тем не менее факт остается фактом — у истоков Запорожской Сечи фактически стоял русский царь, и первые «организованные» запорожцы служили именно ему.
В конце XVI столетия местное казачество превратилось в основной оплот сопротивления «внедрению европейских ценностей» в виде полонизации и насильственного окатоличивания. В Смутное время казаки, правда, некоторое время действовали на стороне самозванцев и поляков. Согласно одной из легенд, находясь под Москвой, они якобы заявили о невозможности воевать с другими православными и повернули назад.
В первой половине XVII столетия Запорожская Сечь стала душой многочисленных бунтов, направленных против польских властей.
Казаки призывали Русское государство выступить единым фронтом против Речи Посполитой, однако Москва еще отходила от последствий Смуты и некоторое время занимала выжидательную позицию. Только Богдану Хмельницкому, поднявшему самое масштабное антипольское восстание, удалось с большим трудом уговорить Алексея Михайловича принять войско Запорожское под свою руку и вступить в войну с Польшей. Все запорожцы при этом поклялись в верности царю.
Кстати, атаман Иван Сирко, о котором так много говорят сейчас киевские эзотерики, с 1659 года сражался в составе русских войск против польского короля.
«Исполняя с войском Запорожским службу вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Серко, месяца января 8 числа пошел на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял…
Чрез нас, Ивана Серка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Кальницкий полки, Могилёв, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах», — писал он в 1664 году, обращаясь к Алексею Михайловичу.
Из-за участия в политических интригах Сирко был отправлен в ссылку, однако затем вернулся на Запорожье и в 1672 году лично поклялся в верности царю, после чего склонял к переходу на сторону России правобережных казаков.
Место смерти атамана действительно оказалось в дальнейшем затоплено во время строительства Каховского водохранилища, однако его прах покоится возле села Капуловка и никогда под водой не находился.
Во второй половине XVIII века, по мере расширения территории Российской империи, Запорожская Сечь утратила свое пограничное значение и была ликвидирована. Однако казаки подали при поддержке Григория Потемкина прошение на имя Екатерины II, в котором говорилось об их желании продолжать службу государству. Некоторое время они воевали под началом Александра Суворова, а затем получили земли на Кубани.
В 1828 году вернулись в Россию и те из запорожцев, кто после ликвидации Сечи ушел за Дунай. Они были помилованы Николаем I и вошли в состав Азовского войска. Их потомки в дальнейшем также переселились на Кубань.
Таким образом, большая часть истории запорожских казаков связана со службой России и русским царям.
Более того, запорожцы неоднократно брались за оружие, сражаясь с отщепенцами, которые пытались поддержать польского короля. Поэтому исторические параллели здесь напрашиваются однозначные. Киевским эзотерикам стоит хорошенько подумать, прежде чем «призывать души казаков» для участия в нынешнем конфликте…