Переписывание истории на Украине уже давно стало «нормой», даже когда это отдает откровенным бредом. Но теперь на помощь борцам за «историческую правду» пришли раскольники из ПЦУ. Позавчера в Киево-Печерской лавре они провели первую панихиду по преданному анафеме гетману Ивану Мазепе. То, что это было совершено с нарушением всех церковных канонов, никого, конечно, не смутило, ведь в первую очередь это политическая акция, не имеющая никакого отношения к религии.
11 июня в захваченном раскольниками из ПЦУ Всехсвятском храме Киево-Печерской лавры была впервые отслужена панихида по гетману Иване Мазепе. В анонсе мероприятия на странице Министерства культуры сообщалось, что «это событие станет началом возрождения в украинской Лавре традиции чествования выдающихся фигур национальной истории и культуры», а сам Мазепа — «благочестивый меценат» Киево-Печерской лавры, который «за нежелание повиноваться московии еще при жизни был подвергнут анафеме российской имперской церковью».
Любопытно, что данная инициатива исходила не от церковных организаций, а от самого Минкульта, поддержанного украинским офисом ЮНЕСКО. Службу провел перешедший из УПЦ МП в ПЦУ архимандрит Авраамий Лотыш, назначенный и. о. наместника Киево-Печерской лавры.
После богослужения был представлен новый проект — музейный центр «Иван Мазепа и его время». При этом министр культуры Украины Александр Ткаченко сказал, что работа над его созданием началась «еще до войны», а день панихиды по гетману он назвал «историческим» и заявил, что «как и обещали, Лавра становится украинской».
Как видим, состоявшееся мероприятие носило не столько церковный, сколько политический характер и имело показательное символическое значение.
Можно сказать, что эта акция стала логическим завершением кампании по реабилитации Ивана Мазепы, которая давно проводится киевским режимом и националистической интеллигенцией.
«Нравственные правила Ивана Степановича»
Несомненно, гетман Иван Степанович Мазепа — одна из базовых фигур для украинских националистов, идейной основной которых является концепция «Украина — не Россия» или даже «Украина — анти-Россия».
Биография этого исторического деятеля хорошо известна.
Выходец из старинного казацкого рода, Мазепа служил при дворе короля Речи Посполитой Яна Казимира, гетманам Дорошенко и Самойловичу, затем сам встал во главе Войска Запорожского при поддержке фаворита царевны Софьи князя Василия Голицына.
Историк Николай Костомаров так писал о характере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.
Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он со своим величайшим благодетелем (князем В. В. Голициным), перед которым еще недавно льстил и унижался».
Заметим, что Костомаров был украинофилом, членом Кирилло-Мефодиевского братства, которое было первой политической украинской организацией в Российской империи. Поэтому его сложно заподозрить в предвзятости суждений.
Так же легко изменил Мазепа и другому своему покровителю, Петру I, наградившему его одним из первых в 1700 году высшим орденом Андрея Первозванного. Закончилась политическая карьера гетмана присуждением ему заслуженного и специально изготовленного ордена Иуды, а его имя стало одним из главных символов предательства в российской истории.
Реабилитация Мазепы
Попытки обелить образ Мазепы начались еще в начале XIX столетия. Так, в появившейся тогда исторической фальсификации «История Русов», авторство которой было ошибочно приписано архиепископу Георгию Конисскому, гетман впервые предстает как народный герой и борец за независимую Украину. В конце XIX века именно «мазепинцами» стали называть сторонников украинского самостийного направления. Наименование националистического движения по ключевой фигуре было в последующие эпохи продолжено названиями «петлюровцы» и «бандеровцы».
Но наиболее активные процессы по превращению Мазепы в ключевую фигуру украинской истории пошли, конечно, после 1991 года.
Портрет гетмана находится на банкнотах в 10 гривен всех выпусков с 1992 года и на введенных в 2020 году монетах того же номинала. Леонид Кучма (или его соавторы) в своем опусе «Украина — не Россия» так комментировал это решение Национального банка: «Мазепа олицетворяет для нас Альтернативу. <…> Отношение к нему как предателю в наши дни — это анахронизм. Это может свидетельствовать о некоторой душевной незрелости. <…> У нас люди все еще ведут борьбу против памятников и портретов. Но деньги никто рвать в знак протеста не будет».
Учитывая, что сейчас происходит на Украине с монументами, «душевной незрелости» там явно прибавилось.
Не менее комплиментарно оценивали гетмана и другие украинские лидеры. Виктор Ющенко в 2009 году учредил знак отличия президента Украины — Крест Ивана Мазепы, а Петр Порошенко сравнивал гетмана с Джорджом Вашингтоном, Симоном Боливаром и Махатмой Ганди, а о Полтавской битве говорил, что ее «проиграли украинцы, заплатили за нее страшную цену».
Мазепе возводятся памятники, его именем называются улицы. Как видим, в политическом плане кампания по его превращению из предателя в национального героя осуществлялась вполне успешно, но темным пятном на его образе оставалась церковная анафема.
За что Мазепу предали анафеме?
Мазепа был предан анафеме (великое церковное отлучение) 12 ноября 1709 года в Успенском соборе Москвы местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским (уроженцем Галиции и выпускником Киево-Могилянской академии) «с митрополиты и епископы и со всем Освященным Собором».
В тот же день в соборной Троицкой церкви Глухова в присутствии Петра I вечному проклятию гетмана предали митрополит Киевский Иоасаф Кроковский (уроженец Львова), архиепископ Черниговский Иоанн и епископ Переяславский Захария. При этом «малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от Церкви и от причащения святых таин всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю».
Заметим, что владыка Иоанн был впоследствии канонизирован как святитель Иоанн Тобольский и почитается как святой и в ПЦУ. В качестве вины Мазепы были названы следующие преступления:
1. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную» — нарушение клятвы в верности, которую гетман давал на кресте и Евангелии. По правилам святителя Василия Великого, мирянин-клятвопреступник в случае «достойного покаяния» должен понести епитимью в виде 10 или 11-летнего отлучения от причастия. Это наказание строже, чем за вероотступничество, за которое полагается только 6-летнее наказание.
2. Он «привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил».
Например, шведские солдаты сделали из икон Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве шахматные доски.
Или пример из «Показаний о шведах священника Андрея Александрова. 1708 г.» — в городе Недрыгайлове шведы «стали на подворках и церкви и дворы все сожгли». Понятно, как воспринимался переход на сторону осквернителей святынь.
3. Измена. «Темже яко сын погибели за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники да будет проклят».
В церковной истории Мазепа был не единственным примером предателя и мятежника, преданного анафеме.
Например, в Византии XII столетия ей подвергся изменник Андроник Мануил, совершавший набеги на византийские пределы. Святым Амвросием Медиоланским был отлучен от Церкви узурпатор Евгений, пытавшийся захватить императорский престол в Западной Римской империи. Хотя эта часть обвинения кажется наиболее политизированной, она имеет церковную традицию.
В качестве оправдания Мазепы приводят его церковную благотворительность (за счет государственной казны и пожалованных ему имений). Надо сказать, что и сам Петр I признавал былые заслуги гетмана как мецената, но считая, что последующая измена их аннулировала. В письме Стефану Яворскому он писал, что «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился».
Что мы видим в итоге: гетман Мазепа был предан анафеме собором Русской церкви во главе с малороссом Стефаном Яворским и собором малороссийских архиереев, включавшем святого Иоанна.
Отменить это решение политической волей невозможно, для этого нужно соборное решение Русской церкви и канонических украинских архиереев, поэтому служить панихиды по гетману нельзя. Но для раскольников из ПЦУ это давно не проблема.
Кто следующий?
Обращают на себя внимание слова Минкульта Украины о том, что с Мазепы начинается чествование выдающихся деятелей украинской истории. Можно ожидать в стенах Лавры новые неоднозначные панихиды с участием ПЦУ, ведь кандидатур одиозных политических и церковных деятелей для них предостаточно.