Сегодня в Эстонии запрещают праздновать День Победы, сносят памятники советским воинам и награждают бывших «лесных братьев». Однако, несмотря на это все, в народе живет память об истинных героях Эстонии — бойцах Красной армии, внесших свой вклад в победу над нацизмом и участвовавших в освобождении родины от гитлеровских оккупантов. Хочется верить, что морок национализма и русофобии рано или поздно развеется, а история все расставит по своим местам.
После 1991 года Эстония, как и другие Прибалтийские республики, к сожалению, пошла по пути построения государства фашистского толка. Это выражалось не только в процедуре предоставления гражданства «по праву крови» и превращении в «неграждан» сотен тысяч жителей республики, но и в специфическом отношении к событиям Великой Отечественной войны.
В Эстонии регулярно проводятся «сборы ветеранов» ваффен СС. Гитлеровских коллаборационистов из числа так называемых «лесных братьев» чествуют в парламенте в присутствии президента страны, вручают им государственные награды от «сил обороны» и денежные премии. Их называют «примером для сегодняшних солдат».
Эстония в годы Великой Отечественной войны пользовалась особым расположением Адольфа Гитлера.
На ее территории из местного населения было сформировано 26 батальонов вспомогательной полиции, в которых офицерские должности разрешалось занимать этническим эстонцам, а затем и 20-я добровольческая дивизия СС. Эти каратели широко использовались за пределами Прибалтики, участвуя в массовом уничтожении мирного населения Беларуси и Псковской области РСФСР.
После разгрома нацистских войск эстонские коллаборационисты ушли в подполье, превратившись в «лесных братьев», и вот теперь официальный Таллин делает из военных преступников «борцов за свободу».
При этом прозападные чиновники и политики тщательно стирают память о подлинных героях — эстонских бойцах Красной армии.
В 1940 году началось формирование 22-го стрелкового корпуса РККА из подразделений бывшей эстонской армии. В начале июля 1941 года входившие в него части вступили в бой с передовыми отрядами вермахта.
Несмотря на случаи дезертирства, в целом его бойцы мужественно оказывали сопротивление врагу. 10–11 июля 1941 года они вели бои за Порхов. Затем 182-я стрелковая дивизия корпуса боролась с войсками противника, пытавшимися прорваться к городу Дно, а 180-я участвовала в контрударе под Сольцами. В дальнейшем они оборонялись в районе Старой Руссы и Парфино.
Осенью 1941 года корпус был расформирован. Его личный состав советское командование направило в 7-ю и 249-ю эстонские стрелковые дивизии, послужившие в 1942 году основой для создания нового 8-го Эстонского стрелкового корпуса.
В 7-й дивизии наряду с военнослужащими бывшего 22-го корпуса служили добровольцы из числа бойцов эстонских истребительных батальонов и эвакуированных в РСФСР жителей республики. Почти 90% ее личного состава составляли этнические эстонцы.
Ее бойцы участвовали в освобождении Великих Лук, Невеля, Нарвы, Тарту, а также в Таллинской наступательной операции, освобождении острова Сааремаа и ликвидации Курляндской группировки нацистов.
249-я дивизия была сформирована на базе 423-й, созданной в 1941 году в Челябинской области. Она на 80% состояла из этнических эстонцев. На фронт дивизия была переброшена в конце 1942 года. В составе 8-го корпуса она прошла тот же боевой путь, что 7-я.
Ряд эстонских военнослужащих был удостоен звания Героя Советского Союза.
Эндель Пусэп — эстонец, родившийся на хуторе Самовольный Енисейской губернии, куда выехали из Прибалтики в поисках лучшей доли его родители. Он с детства хотел стать летчиком и добился осуществления своей мечты: окончил сначала военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в Вольске, а затем Оренбургскую военную авиационную школу летчиков.
В 1938 году он стал сотрудником Управления полярной авиации «Главсевморпути», участвовал в поисках пропавшего на Севере Сигизмунда Леваневского и летал на дрейфующую станцию «Северный полюс — 1». После начала войны добился перевода на фронт. 10 августа 1941 года он под командованием Михаила Водопьянова участвовал в бомбардировке Берлина. На обратном пути их самолет попал под немецкий обстрел, и им пришлось совершить вынужденную посадку в оккупированной врагом Эстонии.
Благодаря тому, что Пусэп знал эстонский язык, летчикам удалось дойти до линии фронта и пересечь ее. В дальнейшем они нанесли еще ряд авиаударов по территории Германии. В 1942 году Пусэп возил советские делегации в Великобританию и США, а затем, вернувшись в СССР, участвовал в боях под Сталинградом, Курском, Орлом и Белгородом. Получив ранение в позвоночник, он прошел длительное лечение и в 1946 году вышел в отставку. Позже работал на госслужбе в Эстонии и десять лет был министром соцобеспечения республики.
Другой известный эстонский герой — Арнольд Мери.
Служил по призыву в эстонской армии, а в 1940 году был переведен в 22-й корпус РККА и назначен заместителем политрука радиороты. 17 июля 1941 года во время боя на реке Шелонь после высадки вражеского десанта он остановил бегство своих сослуживцев и организовал оборону подразделения. Во время боя получил четыре ранения, но не оставил свой пост.
Уже 15 августа он был удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейшем попросил направить его на службу в 249-ю дивизию. В конце 1942 года его назначили помощником начальника политотдела 8-го Эстонского стрелкового корпуса. В послевоенное время Мери находился на партийной работе и государственной службе в Эстонии, был первым заместителем министра просвещения республики.
Выйдя на пенсию, он занимался общественной деятельностью — возглавлял Антифашистский комитет Эстонии. В 2007 году на 88-летнего Мери было возбуждено уголовное дело за мнимое участие в акции по депортации жителей острова Хийумаа в марте 1949 года. Согласно позиции официального Таллина, его действия квалифицировались как… геноцид. Довести дело до приговора эстонским властям не удалось — Мери умер в 2009 году.
Сейчас в Эстонии делают все, чтобы стереть память о местных героях Великой Отечественной войны.
В республике планируют снести более 200 советских памятников. Настоящей трагедией для жителей Нарвы в 2022 году стал циничный снос танка Т-34, установленного на въезде в город. Собравшиеся возле разрушенного монумента горожане рыдали.
В начале мая стало известно, что полиция Эстонии под страхом крупных штрафов запретила жителям праздновать День Победы. Под запретом оказалась даже православная панихида по погибшим воинам.