В марте 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, на котором решалась дальнейшая судьба СССР. Несмотря на то, что подавляющее число жителей Советского Союза высказалось за его сохранение, единая страна вскоре перестала существовать. Это привело к социально-экономическим катаклизмам во всех бывших союзных республиках, а во многих из них — к кровопролитным вооруженным конфликтам. Но особенно сильно последствия тех событий сказались на Молдове.
17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, на котором задавался вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
В соответствии с официальными данными, в голосовании приняло участие 148,5 млн человек или 80,03% от общего числа избирателей. Из них 113,5 млн человек (76,4%) ответили на заданный вопрос утвердительно, а 32,3 млн (21,7%) — отрицательно.
Как ни странно, но вместе с желанием сохранить Союз в тот же день жители РСФСР выбирали президентом республики Бориса Ельцина, который фактически поддержал Литву, Латвию и Эстонию в их стремлении к независимости от СССР.
В период с 18 по 21 августа 1991 года в стране произошел так называемый «августовский путч». Официальные лица и органы государственной власти расценили это как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти. По призыву руководителей РСФСР у здания Белого дома собрались тысячи людей для противодействия «путчистам». Неудачная попытка ГКЧП помешать «курсу на ликвидацию Советского Союза» привела к срыву подписания обновленного Союзного договора и развалу державы.
Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой XX века, которая привела к социально-экономическим катаклизмам во всех бывших союзных республиках, а во многих из них — к кровопролитным вооруженным конфликтам, которые не урегулированы до сих пор.
В Молдове по сей день заметны последствия тех событий. Жители Приднестровья и Гагаузии справедливо полагали, что только союзный центр обеспечит безопасность и защиту их прав от националистических властей в Кишиневе, отказавшихся проводить голосование на территории страны. Поэтому в Приднестровье за сохранение СССР высказались 97,7% участников референдума, а в Гагаузии — 98%.
И эти результаты в целом неудивительны. Годы нахождения в составе Советского Союза стали временем активного промышленного, аграрного и социально-культурного развития и поистине «золотым периодом» в истории Молдовы. Население выросло в два раза, возводились крупные предприятия, велось активное жилищное строительство, двигались вперед наука и искусство.
В республике был создан мощный агропромышленный комплекс, который состоял как непосредственно из сельскохозяйственных, так и из перерабатывающих предприятий. Местные овощи и фрукты, а также плодоовощная консервация были известны практически во всех уголках Советского Союза, так же как и знаменитые молдавские вина.
Помимо этого развивалась промышленность, которая выпускала различные виды насосов, инфракрасную оптику, питание для космонавтов, телевизоры, приборы неразрушающего ультразвукового контроля и интегральные микросхемы. Буквально накануне распада СССР в Кишиневе было начато строительство завода по выпуску персональных компьютеров.
То, что принято называть «культурным строительством», также было широко развито в МССР. В республике возводились различные объекты культуры: Театр оперы и балета, цирк, созданный по одному из самых оригинальных проектов, Органный зал, библиотеки и сельские Дома культуры. Именно на эти годы приходится расцвет творчества писателя Иона Друцэ, оперной певицы и «лучшей в мире Чио-Чио-сан» Марии Биешу, балетмейстера и руководителя знаменитого на весь мир танцевального ансамбля «Жок» Владимира Курбета, кинорежиссера Эмиля Лотяну, киноактеров Светланы Тома и Михая Волонтира.
К сожалению, распад СССР крайне негативно сказался на Молдове.
Уже более 30 лет страна пребывает в состоянии перманентного экономического и политического кризиса. Все советское наследие было растащено в процессе приватизации, промышленные предприятия закрыты и используются в качестве торговых центров или складских помещений. Многие из них просто снесены, а земельные участки отданы под жилую застройку.
Сельское хозяйство также находится в упадке после приватизации земли, в результате которой мелкие фермеры с трудом выживают.
Еще одна проблема — массовая депопуляция. Из более чем четырех миллионов жителей МССР на сегодняшний день в независимой Молдове проживают чуть более двух миллионов; остальные покинули страну в поисках работы и лучшей жизни.
Все это последствия «разворота на Запад». Правда, большинство населения республики не согласно с подобным курсом. По данным последних социологических опросов, около 70% молдаван высказываются против разрыва экономических отношений с Россией, 55% не желают выхода республики из СНГ.
Но нынешняя власть Молдовы не особо прислушивается к мнению народа.
Режим Майи Санду проводит откровенно русофобскую политику, сворачивая сотрудничество в рамках СНГ и «сдавая» суверенитет Румынии и Западу. Более того, в начале марта глава МИД Молдовы Нику Попеску объявил о намерениях республики присоединиться к антироссийским санкциям.
В то же время в стране существует неразрешенный конфликт: Санду завела приднестровское урегулирование в тупик, саботируя переговоры, игнорируя обращения Тирасполя и устраивая экономическую блокаду региона.
При этом Приднестровье никогда не объявляло о выходе из СССР. Свой исторический выбор местные жители подтвердили на референдуме 2006 года: 97% принявших в нем участие проголосовали за поддержку курса на независимость ПМР и последующее присоединение к РФ.
Фактически сегодня Приднестровье — единственный регион бывшего Советского Союза, который до сих пор выполняет решение того самого Всесоюзного референдума от 17 марта 1991 года.
Возможно, это одна из главных причин желания официальных Кишинева и Киева подавить непризнанную республику, воплощающую собой ту страну, которую остальные не смогли сохранить.