До фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», который будет проводиться с 3 по 7 октября в Смоленске и Минске, осталось две недели. В этом году он состоится в седьмой раз. За семь лет работы у фестиваля появилась своя история. О том, как возникла его идея, как он развивается и куда движется, мы поговорили с руководителем проекта, программным директором фестиваля «Евразия.DOC» Валерием ШЕХОВЦОВЫМ.
— Вы стояли у истоков кинофестиваля. Как все начиналось?
— В какой-то момент мы с группой единомышленников обратили внимание на то, что в большом списке фестивалей фактически отсутствует фестиваль, в котором бы присутствовали фильмы, снятые в жанре политического документального кино. Собственно, так и возникла идея «Евразия.DOC» — фестиваля, где в значительной степени были бы представлены фильмы именно этого жанра.
Жанр политического документального кино особенно близок нам с коллегами по продюсерскому центру «Студия Третий Рим», поскольку, кроме большого количества контента, который производила студия, нашей визитной карточкой было и остается как раз политическое и историческое документальное кино. Некоторые фильмы, такие как «Нацизм по-прибалтийски», «Украина. Повторение пройденного», получили большой международный резонанс.
Центральными темами этих фильмов были возрождение национализма в его крайних формах и фашизма в странах Прибалтики, на Украине, пересмотр истории Великой Отечественной войны.
Поэтому не случайно то, что «Студия Третий Рим» стала учредителем этого фестиваля. Поскольку площадками для его проведения были выбраны Смоленск и Минск, нашим партнером и соучредителем сделался хБелорусский союз журналистов.
Чтобы четко заявить нашу специфику, наш формат, первый фестиваль, состоявшийся в 2016 году, был сосредоточен на конкретной теме: «Цветные революции». Это была попытка изучить историю возникновения, теорию, технологию, практику и последствия цветных революций во всем мире: в Африке и Азии, в Европе и в Латинской Америке. И, конечно, важное место в программе первого фестиваля заняли фильмы о цветных революциях и попытках дестабилизации на постсоветском пространстве.
С первого года проведения фестиваль стал международным. Кроме российских кинодокументалистов, в нем участвовали наши коллеги из стран СНГ, Германии, Соединенных Штатов, Италии.
— Почему в названии фестиваля появилось «СНГ»? Это ограничило его географию?
— Так сложилось, что нашу идею поддержал Международный фонд гуманитарного сотрудничества стран участников СНГ (МФГС), и благодаря ему мы получили возможность реализовать этот проект. Потому не случайно в названии нашего фестиваля появилась аббревиатура СНГ. Это никак не скорректировало нашу первоначальную концепцию, а, наоборот, органично с ней соединило. При этом, и фонд нас в этом поддерживает, наше внимание сосредоточено не только на странах — участниках СНГ, но и на всем постсоветском пространстве.
Главный критерий по отбору фильмов, который мы декларируем, звучит именно так: в программу фестиваля принимаются фильмы, тема которых актуальна для общественной и политической жизни стран СНГ и всего постсоветского пространства.
Надо отметить, что фильмы, которые фестиваль включает в короткую программу, могут быть не связаны географически с постсоветским пространством, но важна именно их актуальность для нас, людей, живущих на территории нашей Евразии.
— Как развивался фестиваль?
— Как любой живой проект, фестиваль сам подсказывал свою логику развития. Нам нужно было внимательно прислушиваться к этим подсказкам. Мы и прислушались. Отсматривая заявки, поступавшие на второй и последующие фестивали, мы ясно осознали, что для постсоветского пространства, для людей, которые живут на нем, актуальны не только четко сформулированные общественно-политические темы, но и темы, связанные с жизнью обычных людей, конкретного человека, с его радостями и переживаниями, мечтами и заботами, трудностями и их преодолениями.
У нас появился переходящий из года в год тематический блок, посвященный человеку. Он может называться по-разному, в нынешнем году это «Человек в меняющемся мире». Но главный герой фильмов, отбираемых в этот тематический блок, — сам человек, его уникальная личность.
Анализируя итоги первого фестиваля, мы обратили внимание, что наша аудитория — это в основном люди зрелого возраста, и решили, что должен появиться проект, в котором будет контент, направленный на молодежную аудиторию, и который будут делать сами молодые люди. Так появился молодежный конкурс короткого документального метра «Евразия.DOC 4 минуты».
Собственно, в самом названии заложен формат фильмов, которые мы отбираем в конкурсную программу «молодежки». Это фильмы хронометражем не более 4 минут. Такой формат позволяет снять проблему большой и сложной профессиональной работы, которая, наверное, для молодых людей, преимущественно дебютирующих в этом жанре, будет сложна. С другой стороны, этот формат ставит четкую задачу, рамки, в которые нужно суметь вместиться. То есть за эти 4 минуты создать такое документальное высказывание, которые было бы интересно зрителю.
При этом, конечно, мы делаем некие преференции (мы об этом открыто заявляем) фильмам, связанным с социальными темами. Это волонтерство, память о своей истории, активная жизненная позиция в вопросах, актуальных для общества.
Учитывая, что наш формат предполагает повышенное внимание к социальной и общественно-значимой тематике, мы при этом отдаем должное и следуем тому, что наш проект — фестиваль документального кино. В нашей программе в значительной степени принимают участие фильмы, снятые в жанре «художественное документальное кино». Для них характерны очень высокое авторское участие, особый настрой созерцания мира, человека и отношений человека и мира.
— Чего нового ожидать от седьмого фестиваля «Евразия.DOC» и каковы перспективы кинофорума в целом?
— В этом году фестиваль расширяет свою географию. Мы долго к этому готовились и искали возможность это осуществить. Основные события программы традиционно состоятся на площадках Смоленска и Минска. После проведения основных мероприятий до конца года запланирована большая программа постфестивальных мероприятий: показы фильмов, круглые столы в городах Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран.
Мы ожидаем, что непосредственный контакт с нашей аудиторией в странах постсоветского пространства позволит привлечь большее внимание к проекту и вовлечь в его орбиту значительное количество зрителей.
Таким образом, «Евразия.DOC» приобретает еще более евразийский акцент и масштаб не только за счет участия фильмов с нашего общеевразийского пространства, но и за счет расширения географии мероприятий фестиваля.
В тематические блоки фестиваля вошли темы, традиционно присутствовавшие во все годы проведения фестиваля: памятные даты Великой Отечественной войны; глобальная безопасность и новые информационные войны; большая Евразия и поддержка процессов интеграции; человек в меняющемся мире.
При этом добавились новые темы. Одной из ключевых стала тема противодействия возрождению нацизма в двадцать первом веке, а также тема, связанная со знаковым юбилеем — 100-летием создания СССР. Обсуждению этих тем будут посвящены круглые столы, в которых примут участие известные эксперты. Такие обсуждения и дискуссии — неотъемлемая часть программы фестиваля.
Стоит отдельно отметить атмосферу, в которой проходит фестиваль. Наши участники и гости описывают ее как особо теплую и доброжелательную. Люди разъезжаются друзьями, ждут новой встречи в следующем году и поддерживают человеческое и творческое общение. Мы знаем примеры, когда знакомство на фестивале стало толчком для создания новых совместных работ наших участников.
Это позволяет решать важные задачи проекта: формирование сообщества документалистов-единомышленников и поддержка нашего общего культурного, исторического, информационного и творческого пространства.
Наш проект развивается, становится более заметным и значимым на континенте. И, что я считаю особенно ценным, круг общения фестиваля «Евразия.DOC» расширяется, вовлекая новых талантливых, ярких, интересных людей.