В контексте специальной военной операции (СВО), проводимой Вооруженными силами РФ на Украине, российские СМИ часто описывают противника обобщающим термином «националисты». Однако национализм далеко не в полной мере объясняет содержание общественных процессов, протекающих среди адептов русофобской идеологии в Незалежной. Парадокс русофобии юго-востока Украины в том, что активистами неонацизма стали выходцы из русских, панславистских и даже радикально пророссийских движений. Сегодня эти люди ненавидят Россию и убивают русских людей в Донбассе с куда большей яростью и ожесточением, чем классические бандеровцы с Западной Украины.
«Нанесли удар по позициям националистов», «националисты подвергли обстрелу больницу в Херсоне», «националисты скрутили человека на улице Одессы». Подобные фразы можно часто встретить на страницах российских СМИ. В такого рода подаче информации в целом есть смысл. Ведь весь государственный аппарат Украины работает на режим, проводящий ультранационалистическую политику.
В то же время такой подход не дает представления обо всем разнообразии психологической палитры украинского общества, ограничивая возможность обращения к конкретным социальным группам с призывами к конструктиву.
Кроме того, он дает повод для сарказма со стороны бойцов украинского информационно-психологического фронта. Боевики из ЛГБТ-отряда ВСУ с единорогом на шевроне и русскоязычные предприниматели из Одессы, подавшиеся в батальоны теробороны, едва ли вписываются в шаблонный образ националиста-бандеровца. Это позволяет киевским «ципсошникам» рассуждать о «российских фейках» и «народной войне», хотя ничего общего с действительностью их утверждения не имеют.
Что же на самом деле представляют собой те из украинцев, которые ненавидят Россию и активно призывают к войне с Москвой? Украинские ультраправые весьма неоднородны. И в их рядах можно выделить два крупных течения.
Классические бандеровцы, которых жители русскоязычных регионов между собой раньше называли «вуйками» (от галичанского диалектного «вуйко» — дядя), характерны преимущественно для западноукраинских регионов. Среди такого рода публики всегда царил культ Степана Бандеры. В Одессе, Херсоне или Харькове она была представлена крошечными маргинальными кружками по интересам, которые в 1990–2000-е годы «кучковались» вокруг местных организаций «Руха», а в 2010-е — вокруг «Свободы» (экстремистская партия, запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru).
Если во Львовской или Ивано-Франковской областях подобные объединения представляли собой мощную силу, то на юго-востоке их воспринимали как маргиналов и городских сумасшедших.
Ультраправые юго-востока, которые, кстати, стали основным кадровым резервом для подразделений вроде полка «Азов» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru), — явление совершенно иного порядка.
В 1990–2000-е годы ультраправая «тусовка» в юго-восточных регионах прочно дистанцировалась от бандеровцев и носила либо откровенно пророссийский, либо панславистский характер. Ее костяк составляли группировки скинхедов и футбольных фанатов, а также разного рода неоязыческие общины и радикальные политические организации, призывающие к борьбе за социальную справедливость. Все вместе они часто называли себя обобщающим термином «Движение». Любопытно, но определенное количество представителей данной социальной группы после «Оранжевой революции» умудрилось перетащить в свои ряды украинские левые партии, выступающие за сближение с Россией — в частности, ПСПУ Натальи Витренко и «Русский блок».
Нужно отметить, что в этой же среде в начале 2000-х годов работало и «Братство» (запрещено в России — прим. RuBaltic.Ru) Дмитрия Корчинского.
Это сейчас его сторонники призывают убивать российских военнопленных. Тогда же Корчинский разорвал все связи с УНА-УНСО (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru) и вовсю работал на Виктора Януковича, а его сторонники проводили акции против прозападного вектора развития Украины.
Среди представителей «Движения» была популярна внешняя атрибутика вроде скандинавских рун и «коловратов». Многие из них были адептами странных верований, представляющих собой причудливую смесь из культов на основе древнескандинавской и славянской мифологии.
«Русский парень Сергей Волынский в соцсетях цитировал Толстого и Столыпина. Еще в 2014-м и даже в 2015-м году. Он поздравлял подписчиков с 9 мая. И с 23 февраля. То, что он оказался на той стороне, то, что он рядом с боевиками "Азова" и стал гордиться фото с Зеленским, это прямой результат того, как строилась работа на украинском направлении последние 10 лет. В первую очередь soft power и работа с пророссийским активом. Вот так ее построили, что русский парень Волынский оказался в чужом окопе. А вполне прорусский правый экстремист Белецкий стал окончательно антирусским и сколотил "Азов"», — написал недавно в своем телеграм-канале известный журналист Андрей Медведев.
Кстати, создатель «Азова» Андрей Белецкий в 1999 году в составе группы харьковских спортсменов пытался выехать в Югославию, чтобы воевать на стороне сербов.
Но системной и всеобъемлющей работы с «радикалами-панславистами» на Украине не проводили ни функционеры «Партии регионов», считавшейся ключевой среди условно ориентированных на Москву сил, ни представители российского политикума.
Понятно, что такая работа была бы архисложной с моральной и технической стороны, однако если бы «Союз молодежи регионов» в свое время вместо «палочно-галочных» субботников и конференций в духе позднего комсомола искренне попытался наладить диалог с юными футбольными фанатами и скинхедами, Евромайдан в 2014 году мог бы не состояться.
Ну или, по крайней мере, покрытые татуировками в виде скандинавских рун молодые люди не обстреливали бы из минометов мирное население Мариуполя в 2022 году и не отсиживались бы потом в подвалах «Азовстали»…
Впрочем, история не знает сослагательного наклонения. В 2000-е годы некто (возможно, мы еще узнаем когда-то, кто именно и при каких обстоятельствах) провел с лидерами «радикалов-панславистов» юго-востока просто колоссальную работу, в результате которой те приняли в качестве героя Степана Бандеру, воспылали ненавистью к России и оказались готовы к союзу с западноукраинскими националистами, которых незадолго до этого искренне считали клоунами. В итоге в ходе государственного переворота 2013–2014 годов бывшие группировки радикальных панславистов влились в состав «Правого сектора» (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru), послужившего ключевой силой при свержении Виктора Януковича, и карательных батальонов, двинувшихся на подавление народного восстания в Донбассе.
В составе «Азова», «Айдара» (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru) и других «добровольческих формирований» бывших скинхедов и футбольных фанатов перемешали с обычными уголовниками и психически нездоровыми искателями приключений, а затем крепко повязали кровью.
Чувство социального превосходства, а также культ пыток и убийств, судя по свидетельствам людей, сталкивавшихся с ними, стали для членов сформированных на юго-востоке «добровольческих» подразделений групповой нормой. Поэтому их «перевоспитание» и превращение в нормальных членов социума, скорее всего, практически невозможно. Большинство из них, в принципе, вряд ли сможет найти себя в мирной жизни.
Ситуация с «подлинными» бандеровцами с Западной Украины — несколько иная. Как показывает исторический опыт их идейных (а зачастую и биологических) предков из ОУН-УПА (запрещенные в России организации — прим. RuBaltic.Ru), они при изменении политической ситуации, скорее всего, окажутся способны мимикрировать и успешно изображать «внешнюю нормальность». Однако привязанность к нацистским идеалам с большой долей вероятности сохранят и передадут своим детям.
Какие-то двадцать лет назад в Киеве и Одессе искренне смеялись над анекдотами о том, как старый бандеровец поливает маслом грядку, на которой он в 1956 году закопал автомат. Обычные люди искренне считали, что реванш нацизма на Украине невозможен. Как оказалось, зря.
Влияние украинских националистов на политический курс Украины и их медийная заметность сегодня просто колоссальны.
И это при том, что их реальное количество относительно невелико и составляет максимум несколько процентов от всего населения в целом. Однако создаваемый националистами общественно-политический резонанс дает возможность существовать другим типам русофобов, которые в сложившейся ситуации не менее опасны.