24 апреля министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Литва предложила внести в санкционный список Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Благоприятную почву для подобного решения создают стремления части литовского духовенства выйти из-под юрисдикции Московского патриархата. Возможен ли раскол Православной церкви в Литве, каковы его предпосылки и последствия, выяснил аналитический портал RuBaltic.Ru.
30 апреля, в день памяти древних Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в Вильнюсе прошел большой крестный ход с молебном, в котором приняли участие духовенство и прихожане всех обителей и православных храмов Литвы. Однако причиной этого церковного события стало не только празднование памяти святых.
Вот как заявил митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев): «Сегодня на нашу Церковь обрушился шквал несправедливых обвинений, ее пытаются дискредитировать и расколоть. К сожалению, зачинщиками этого стали наши братья-священники, которые уже перестали скрывать, что их цель — создание в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патриархата». Что же произошло в литовской православной общине?
Свое отношение к специальной военной операции Вооруженных сил РФ на Украине глава Виленско-Литовской епархии достаточно определенно и резко выразил в своем обращении от 17 марта.
Наиболее яркие цитаты: «Позиция Православной церкви в Литве неизменна: мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о ее скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине — это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны».
«Мы живем в свободной, демократической стране. Литва — это не Россия. Это иное государство, иное общество со своим духовно-нравственным климатом». Также митрополит Иннокентий сделал прямой и недвусмысленный намек на стремление православных в Литве к «еще большей церковной независимости, веруя, что Господь дарует таковую в свое время».
Как видим, заявление очень политизированное и максимально лояльное позиции литовских властей по поводу Украины. Однако оно не смогло предотвратить появление в Виленско-Литовской епархии внутренних проблем.
15 апреля стало известно, что митрополит Иннокентий освободил от должности секретаря епархиального управления протоиерея Виталиюса Моцкуса, а протоиерей Виталис Даупарас и священник Гинтарас Сунгайла отправлены за штат, то есть отстранены от активного участия в богослужениях.
Священники пояснили СМИ, что причиной, по которой они написали заявления, стало несогласие с позицией священноначалия Русской православной церкви. Так, Гинтарас Сунгайла дал следующий комментарий: «Я лично писал так: отправляя службу в приходе Успенского (Пречистенского) кафедрального собора в Вильнюсе, я не могу во время литургии упоминать патриарха Кирилла, это против моей совести. Я не могу называть его "великим господином и отцом нашим". А если и впредь нужно будет делать это, я ухожу».
О дальнейших планах своих соратников Сунгайла сообщил, что сейчас они готовят обращение в Константинопольский патриархат.
Также он высказал надежду, что из 60 православных священников, служащих в Литве, обращение к патриарху Варфоломею поддержат 7, а когда «начнется процесс», их станет еще больше.
Митрополит Иннокентий 18 апреля отреагировал на эти новости следующим образом: «Наконец пришло время открыто сказать о том, от чего мы пока воздерживались. В недрах Православной Церкви в Литве сформировалась группа священнослужителей, которые уже давно вынашивали планы перехода в Константинопольский патриархат. Все делалось втайне, но заговорили они об этом открыто теперь, в связи с трагическими событиями на Украине. <…> Для меня это еще и глубоко личная сердечная боль. Двоих из них я рукоположил в сан пресвитера, тепло, по-отечески к ним относился. В ответ — удар ножом в спину. Мне больно, но я искренне молюсь о спасении их душ. Они не ведают, что творят, прикрывая свои раскольнические действия благими намерениями, антивоенной риторикой и патриотическими лозунгами».
Реакция властей не заставила себя долго ждать. 20 апреля мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс провел встречу с тремя священниками и по ее итогам сделал ряд громких и достаточно провокационных заявлений: «Я призываю отнестись к этим вещам серьезнее. Мне как гражданину Литвы неприятно, что церкви, напоминающие о временах Великого княжества Литовского, принадлежат незаконной организации, развязывающей войны и убийства мирных людей. Мое предложение — вернуться во времена до 1686 года, когда православные церкви перенял Московский патриархат; все предпосылки имеются».
Как видим, в мире господина Шимашюса Русская православная церковь и «незаконна», и занимается развязыванием войн. Патриарха Кирилла он также назвал «служителем зла», а ситуацию с отстранением трех священников — «расколом православной церкви».
Нашли отклик идеи трех священников и на уровне литовского правительства. 24 апреля министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Литва предложила внести в санкционный список Брюсселя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а по поводу перехода литовских священнослужителей в Константинопольский патриархат «идут дискуссии и консультации о трактовке и оценке такого намерения».
Таким образом, если предложение Шимашюса «вернуться во времена до 1686 года» реализуется, то наметившийся раскол может стать реальностью.
Действительно, до 1686 года православные епархии в Речи Посполитой находились в юрисдикции Константинопольского патриархата. Однако уже в июне того же года патриарх Дионисий IV своей грамотой передал права на управление Киевской митрополией Московской патриархии. По «Вечному миру» православные епископы на территории Речи Посполитой также подчинялись Москве, а непосредственно управлять ими стал Киевский митрополит.
Эти события неожиданно вспомнили через 332 года, в 2018 году, когда патриарх Константинопольский Варфоломей своим беспрецедентным решением отменил грамоту патриарха Дионисия и создал серьезный канонический кризис и на Украине, и в мировом православии. Теперь эхо этого решения докатилось и до Литвы.
Почему же переход литовских священников в подчинение Константинопольского патриархата будет считаться расколом? Дело в том, что порядок внутренней жизни православной церкви определяется строгой системой канонов — общеобязательных правил, принятых на церковных соборах с I по IX век.
Так вот, по 17-му правилу Трулльского собора, такой переход священника в другую поместную церковь не может осуществляться без благословения священноначалия церкви, к которой он принадлежит в настоящий момент. Поэтому подобные вопросы не определяются политическими или национальными предпочтениями священнослужителя.
Как верно заметил епископ Тракайский Амвросий, переход священнослужителя из одной поместной церкви в другую — это не смена места работы: «Каноническую связь с Московским патриархатом нельзя сравнить с административным подчинением. Наша Церковь — это не посольство и не филиал Московского патриархата, речь идет о совсем иных категориях».
Как видим, при поддержке властей сценарий раскола вполне может стать реальностью.
Закончить хочется словами митрополита Виленского и Литовского Иннокентия: «Но неужели непонятно тем, кто их (Моцкуса, Даупараса и Гинтараса Сунгайлу) поддерживает, что раскол несет в себе угрозу для общества и государства? Неужели кто-то заинтересован в разжигании религиозной и межнациональной вражды? Нам всем стоит серьезно задуматься над этим».