С самого начала существования независимой Украины конфессиональная ситуация в стране отличалась глубоким и трудноразрешимым конфликтом между канонической Украинской православной церковью Московского патриархата и объединениями раскольников. С января 2019 года положение осложнилось вмешательством Константинопольского Патриархата, даровавшего объединившимся раскольническим структурам Томос (указ) об автокефалии (церковной независимости). К сожалению, вопросы веры на Украине превратились в инструмент в руках политических сил и средство игры на национальных чувствах. Разобраться в текущих церковных процессах невозможно без обращения к истории, ведь первый церковный раскол на Украине произошел более ста лет назад.
Зарождение идей украинской церковной автокефалии
Первые голоса с требованием церковной автономии и украинизации богослужения стали раздаваться среди духовенства Киевской епархии после Февральской революции в марте-апреле 1917 года. Вскоре требования автономии сменились идеями автокефалии, полной независимости. Подстегнуло их создание 4 марта 1917 года. Украинской Центральной рады, которая в своем обращении «К Украинскому народу» от 22 марта заявила о необходимости употребления духовенством украинского языка.
Отношение деятелей Центральной рады к церковным делам ярко характеризует следующий факт: министром исповеданий был назначен Микола Безносов, бывший епископ Никон, который сразу после Февральской революции сложил с себя епископский сан и монашество обвенчался со своей сожительницей. На просьбу архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) пожалеть Церковь и сместить министра-расстригу, глава Рады Всеволод Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомленность Безносова в церковных делах.
Всеукраинская православная Церковная Рада
Под покровительством Центральной Рады 23 ноября (6 декабря) в Киеве была собрана Временная Всеукраинская Православная Церковная Рада (ВПЦР), состоявшая из активных сторонников церковной независимости. Помимо священников и мирян для придания видимости легитимности в нее вошел находившийся на покое в Киеве епископ Алексий (Дородницын), хотя фактическим руководителем был военный священник А. Марычев.
В ВПЦР, состоявшей примерно из 60 человек, было немало руководителей будущей Украинской Автокефальной Православной Церкви: протоиереи В. Липковский, Н. Шараевский, священники П. Погорилко, П. Тарнавский, диакон П. Корсуновский и другие.
В обращении к украинскому народу Рада провозглашала, что настало время, после обретения украинцами своей народной республики, «восстановить и когда-то ни от кого независимую автокефальную святую церковь свою».
Однако заявлялось, что появилось новое препятствие этим чаяниям: в Москве был избран «новый самодержец духовный» — Патриарх Тихон, который хочет загнать «украинский народ в новую духовную неволю». Рада не признала власть Патриарха и попыталась взять церковную власть в свои руки: назначила в органы епархиального управления своих комиссаров и предприняла попытку изгнать из Киева законного митрополита Владимира (Богоявленского).
Как видим, попытки силового решения церковных украинских проблем имеют давнюю историю.
Всеукраинский Церковный Собор
В это время в Москве заседал Всероссийский Поместный собор Православной Российской Церкви, восстановивший Патриаршество. Собор послал разобраться с церковной ситуацией на Украине делегацию во главе с митрополитом Платоном (Рождественским).
По итогам ее поездки Поместный Собор принял решение «пойти навстречу церковным стремлениям украинского народа», но при «соблюдении канонических основ и сохранении религиозного единства всей православной России».
Патриарх Тихон благословил созыв Всеукраинского Церковного Собора. На какое-то время мир был восстановлен.
Всеукраинский Собор начал свою деятельность 7 (20) января 1918 года, однако к этому моменту серьезно поменялась политическая обстановка: в России пришли к власти большевики, а Центральная Рада 9 (22) января приняла Четвертый Универсал, в котором декларировалось, что «отныне Украинская Народная Республика становится самостоятельным, ни от кого не зависимым Вольным Суверенным государством Украинского Народа».
Как и в наше время, единая Русская Церковь оказалась разделенной политическими границами, причем Советская Россия и УНР сразу оказались во враждебных отношениях.
Естественно, собравшийся церковный Собор сразу стал местом столкновения самостийников и сил, сохранявших верность церковному единству.
Ситуация разрешилась неожиданно: к Киеву подошли красные отряды, и 19 января сессия Собора была прервана. Архиепископ Антоний Харьковский как-то за чаем прокомментировал эту ситуацию: «Совсем была бы беда, да вот, слава Богу, большевички выручили!»
Именно архиепископ Антоний, известный своей приверженностью «единой и неделимой России», был в мае 1918 года избран митрополитом Киевским и Галицким. Один из активных сторонников церковной автокефалии священник Василий Липковский воспринял это событие как часть политики гетмана Скоропадского, якобы предавшего украинские интересы: «Настала пора полной реакции и возврата к "единой неделимой", возобновились попытки восстановления прерванных революцией связей Украины с Россией».
Похожую реакцию украинских националистов на действия своих властей, которые воспринимаются как «зрада» (предательство), мы можем наблюдать и в наши дни.
Украинская Церковь становится автономной
Вторая сессия Всеукраинского Церковного Собора открылась 20 июня 1918 года. Большинством на нем являлись сторонники единства Церкви, хотя и понимавшие, что в новых условиях сохранение прежнего порядка церковной жизни стало невозможным.
Была выдвинута идея автономного устройства Украинской Церкви «в канонической связи с Патриархом Всероссийским».
Делегатами Собора было выработано Положение «О Временном Высшем Управлении Православной Церковью на Украине», в котором излагались предложения по расширению прав во внутреннем самоуправлении Церкви. В последний день работы Всероссийского Поместного Собора, 20 сентября, в Москве Украинской Церкви была предоставлена автономия с правом самостоятельно решать административные, просветительские, хозяйственные, судебные вопросы. Дела же «общероссийского значения» (в том числе назначение украинских архиереев) оставались за Москвой.
Делегаты от Украины должны были принимать участие во Всероссийских Соборах, а Киевский митрополит и один из архиереев — в работе московского Синода.
Несмотря на ограниченный характер автономии, ее получение стало серьезной уступкой украинскому движению, удовлетворило умеренные круги и оттолкнуло радикалов, стремившихся к полному разрыву с Москвой.
Признало зависимость Украинской Церкви от Москвы как временную меру и гетманское правительство. Однако власть стремительно ускользала из рук самого гетмана Скоропадского. Когда поддерживавшая его Германия потерпела поражение и начала выводить свои войска с территории Украины, ему оставалось только подписать манифест об отречении и бежать вместе немецкими войсками.
Петлюровский закон
Одним из первых законов пришедшей к власти Директории Симона Петлюры стал принятый 1 января 1919 года закон «Про высшее управление Украинской Автокефальной Православной Соборной Церкви».
Он стал кульминацией всех стремлений сторонников церковной автокефалии.
Провозглашалось, что Украинская Церковь и ее иерархия «ни в какой зависимости от Всероссийского Патриарха не состоят». Вся высшая церковная власть принадлежала Всеукраинскому Церковному Собору, решения которого должны были утверждаться государственными органами власти.
Для управления делами создавался Украинский Церковный Синод в составе двух епископов, одного протоиерея, одного диакона, одного священника, трех мирян и одного священника от военного ведомства.
Содержаться Украинская Церковь должна была на средства казны, а все ее решения — утверждаться правительством, за их исполнением должен был следить государственный представитель.
По сути, Церковь становилась частью государственного аппарата и законодательно отрывалась от единства с Московским патриархатом. Автором закона был В. Чеховской, председатель Совета министров и министр иностранных дел в правительстве УНР.
Однако закон не был реализован из-за сравнительно быстрого поражения петлюровцев Красной Армией.
Так завершился первый период в деятельности украинских автокефалистов.