×
История История

Инчукалнское газохранилище: «оккупанты» построили энергетическую независимость Прибалтики

Источник изображения: sensum-club.pro

Помимо грандиозной промышленности и великолепной транзитной инфраструктуры, Прибалтика получила в наследство от СССР одно из крупнейших в Европе газохранилищ — Инчукалнское ПХГ в Латвии. И если промышленный потенциал региона после распада СССР был безжалостно разбазарен, а транспортная система обречена на простой из-за русофобии местных политиков, то с газохранилищем ничего не сделать даже прибалтийским властям. Российский природный газ нужен везде и всегда — и ожесточенная борьба против российско-германских энергетических отношений тому свидетельство.

Газохранилище располагается в маленьком городке Инчукалнс под Ригой. Оно уникально в первую очередь тем, что по сей день является основой подлинной энергетической независимости Прибалтики.

Этот дар советской эпохи по-настоящему бесценен.

В 1950 году в разгар советизации Прибалтики в Латвии проводились активные геологические исследования местности. Их результаты оказались сенсационными. Ученые заявили, что на разных глубинах (от 300 до 2 200 метров) под слоем пористого песчаника располагаются пустоты, в которых теоретически могут быть пока неразведанные запасы природного газа или нефти.

Этот вывод не мог не заинтересовать руководство Министерства энергетики и электрификации СССР.

Вскоре состоялось контрольное бурение скважин. Было обнаружено, что в этом объекте нет ни природного газа, ни нефти, но он пропитан грунтовыми водами. Выяснилось, что пласт песчаника на глубине 700 метров в окрестностях Инчукалнса имеет форму шляпы или купола. С обеих сторон он был окружен слоями газонепроницаемых пород.

Так советские специалисты обнаружили, что на территории Латвии есть геологические структуры, которые могут служить природными хранилищами газа.

Песчаник оказался пористым, то есть песчинки внутри структуры могли смещаться, освобождая место для запасов газа. Аналогичное открытие было сделано в Эстонии. Однако там структуры располагались ближе к поверхности, на глубине 300 метров. Этой глубины было недостаточно для безопасности хранения газа с учетом его высокого давления.

Такой же вывод был сделан относительно Псковской области и Литвы, только там все было наоборот — слои залегали слишком глубоко, на уровне 2 200–3 000 метров. После подсчетов оказалось, что установка хранилища на такой глубине экономически невыгодна, поскольку нужно было строить компрессорные станции слишком высокой мощности.

Так выбор пал на латвийский Инчукалнс, уникальность которого была определена самой природой. Вскоре по распоряжению Совета министров СССР начались строительные работы.

В 1966 году было начато строительство Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ). Объект был завершен 9 августа 1968 года. Первые 92 миллиона кубометров природного газа были закачаны в хранилище летом 1969 года. Общая площадь объекта составила 25 квадратных километров. Она простирается между населенными пунктами Мурьяны и Инциемс. Большая часть ПХГ располагается в Кримулдском районе. Площадь застройки наземного склада составляет около 30 га и также находится в Кримулдском районе, к югу от Раганы.

Советские рабочие, инженеры, чиновники и другие специалисты заложили базу для будущего энергетического суверенитета Прибалтики.

Ведь именно Инчукалнское ПХГ обеспечивает газом четыре (!) государства: Латвию, Эстонию, часть Литвы, а в зимнее время российский же газ из Инчукалнса поступает в Псковскую, Новгородскую и Ленинградскую области России.

Примечательно, что газ из хранилища в Латвии поступает также в Санкт-Петербург. Под Петербургом располагаются целых два ПХГ, однако их мощностей недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценное хранение и поставку природного газа.

Емкость Инчукалнского подземного хранилища газа составляет 4,47 миллиарда кубометров, из которых 2,32 миллиарда активны, то есть оттуда регулярно откачивается природный газ. Вся эта система была построена и запущена в эксплуатацию в советскую эпоху.

В 1990-е годы Латвия объявила об отделении от СССР, но от советского газохранилища, естественно, отказываться никто не стал.

Изменилась экономическая модель, появились новые интересанты.

В 1991 году Инчукалнское ПХГ оказалось в ведении предприятия Latvijas Gāze. Треть его акций принадлежит Газпрому. Российская глобальная энергетическая компания относится к своей собственности в Латвии очень бережно. Регулярно выделяются средства на ремонт или замену компрессорных станций. Трубы, выходящие из эксплуатации, также оперативно обновляются.

Инвестиции российской стороны в Инчукалнское газохранилище объяснимы с точки зрения его стратегической значимости для России. Ведь если латвийское ПХГ по каким-то причинам даст сбой, то жители трех приграничных областей России могут остаться без газа в зимнее время.

Несмотря на напряженные отношения между Латвией и Россией, газовый фактор никогда не служил камнем преткновения.

Мы помним ожесточенные «газовые войны» между Москвой и Киевом, которые приходилось разрешать президенту России. Латвию сия участь миновала. Единая система газоснабжения действует бесперебойно, и это заслуга тех людей, которые заложили основы этого замечательного газотранспортного комплекса.

Надо отметить, что латвийская сторона старается быть очень деликатной в газовом вопросе. Более того, она активно поддерживает многие важные проекты, особенно в области спорта.

Одним из основных спонсоров латвийского бобслея и санного спорта является Latvijas gāze. Также определенные дивиденды из энергосотрудничества между двумя странами извлекает и латвийский хоккей.

Руководитель Латвийской хоккейной федерации Айгар Калвитис — бывший премьер-министр Латвии — имеет самое прямое отношение к Latvijas gāze, будучи председателем правления этого предприятия с 2015 года. На период его премьерства (2004–2007 годы) пришлось некоторое потепление в политических отношениях с Россией.

При нем же, несмотря на яростное противодействие националистов, был ратифицирован договор о государственной границе между Латвийской Республикой и Российской Федерацией. Так что газ в чем-то способен объединять.

Впрочем, ангажированные политики Прибалтики время от времени обращаются к «старшим братьям» в Еврокомиссии с требованием устранить «российскую газовую монополию». Этим они усиленно рубят сук, на котором сидят. Как это происходит с Икчукалнским газохранилищем, читайте в нашем следующем материале.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Латвия распродает железную дорогу на металлолом
27 января 2021
«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) планирует с февраля по май продать на аукционах примерно 4 300 тонн металлолома. Под словом «металлолом» подразумеваются рельсы, части стрелок и другие элементы железнодорожной инфраструктуры Латвии, которые оказались ей не нужны в условиях обвального падения грузовых перевозок.
Железный занавес вместо российских денег: без эмоций о внешней политике Латвии
30 января 2021
Суть латвийской внешней политики — быть в первых рядах геополитической борьбы за демократизацию соседних стран. Данный курс можно назвать лицемерным. Особенно борьбу за демократические ценности в России. Со стороны страны, которая своих русскоязычных жителей вот уже тридцать лет держит за политическими «красными линиями».
Санно-бобслейная трасса Сигулды: шедевр инфраструктуры, который построил Латвии СССР
29 мая 2020
В Литве, Латвии и Эстонии сохранились шедевры спортивной инфраструктуры, построенные в эпоху СССР. Многие из них успешно функционируют по сей день, принося доход в госбюджет Прибалтийских республик и привлекая спортсменов-любителей со всего мира.
От морской державы к свалке металлолома: порты Латвии при «оккупантах» и сегодня
21 февраля 2020
Портовая отрасль Латвии пережила расцвет в советский период. В те годы рефрижераторный флот Латвийской ССР был самым большим в Советском Союзе, а Вентспилсский порт — крупнейшим портом СССР по экспорту химической продукции и сырой нефти.