В Сети разгорелась настоящая информационная война на тему национальной принадлежности… борща. Началось все с того, что шоумен Андрей Бочаров назвал это блюдо русским. Сотни пользователей под его постом принялись доказывать, что борщ может быть только украинским. «Борщ наш!», — отвечают в противоположном лагере. Но если россияне не воспринимают этот спор всерьез, то «свидомые» украинцы очень болезненно относятся к попыткам «аннексировать» их любимое блюдо.
Споры о происхождении борща, как ни странно, велись и раньше. В прошлом году российский МИД назвал его одним из символов русской национальной кухни. Видимо, именно тогда украинские чиновники пришли к выводу, что «стране-агрессору» нужно давать отпор на гастрономическом фронте. Началась целая кампания популяризации борща за рубежом как украинского блюда.
Дошло до того, что Минкульт запустил процесс официального признания борща своим национальным достоянием и внесения его в список культурного наследия ЮНЕСКО.
«Российское правительство озадачено и бьет тревогу. В своей "Российской газете" прокомментировали наши намерения внести борщ в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО "новым основанием для международного скандала". Итак, мы на правильном пути», — ликовал министр культуры Украины Александр Ткаченко.
На эту тему обратили внимание западные СМИ. Об украинских претензиях на борщ писали, к примеру, The Washington Post и Euronews.
Оба издания пришли к выводу, что действия Украины могут спровоцировать новый международный скандал, в котором будет участвовать не только Россия: ведь борщ считается национальным блюдом целого ряда народов Восточной Европы.
На новый уровень спор вышел после того, как шоумен Андрей Бочаров назвал борщ русским. Недовольные украинские пользователи поспешили указать ему на ошибку. Россияне, заметив это, начали отстаивать принадлежность борща к русской кухне.
Сам автор поста запустил хэштэг #БорщРусский.
Масла в огонь подлили «тролли», которые грозились вслед за борщом «аннексировать» еще и сало.
Неслыханная наглость!
Если капнуть глубже, то сало и борщ — это не единственные объекты нематериального наследия, которые у украинцев может отобрать «страна-агрессор».
Взять, к примеру, вышиванку. Сегодня она считается главным элементом украинской национальной одежды, хотя рубашки с вышивками распространены и в русской традиции.
Да и белорусы могут задать резонный вопрос: а почему это вышиванка вдруг стала украинской? Ведь по факту она славянская.
Не защищен от посягательств со стороны «москалей» даже герб Украины. В его основе лежит трезубец Владимира Великого. О национальной принадлежности этого князя тоже ведутся споры — бессмысленные и бестолковые.
В более широком смысле спорят о том, какое современное государство является правопреемником Киевской Руси. Слава Богу, на трезубец Россия глаз пока не положила! Но это пока.
Как насчет Днепра? Принято считать, что это украинская река. Хотя начинается она в России — в Смоленской области. Кстати, на этот факт власти РФ обращали внимание, когда Киев перекрыл подачу воды в Крым.
А скольких выдающихся «украинцев» может «аннексировать» Россия!
Вернее, уже «аннексирует». Известного странствующего философа Григория Сковороду — уроженца Киевской губернии — многие исследователи считают представителем русской цивилизации.
«В оригинальной и самостоятельной системе Сковороды надо видеть первые всходы того, что развивалось в русской религиозной душе, когда умственная энергия направлялась на вопросы философии. (…) Хотя Сковорода в своем развитии чрезвычайно связан с церковной жизнью Украины, но он далеко выходит за ее пределы и по существу созвучен общерусской духовной жизни. В этом его общерусское значение, его законное место в изложении русской философии», — писал известный культуролог и богослов Василий Зеньковский.
«Конечно, его значение нельзя и сравнивать со значением кантов и спиноз, но он дорог для нас как первый самобытный философ на Руси. Чем богаты, тем и рады. Не будем сетовать на судьбу, если сами не всегда бываем исправными перед нею. Итак, Григорий Саввич Сковорода был первым самостоятельным философом из русских. Он был, кроме того, и типичным для русской философской мысли», — утверждал Алексей Лосев.
А вот слова самого Сковороды, которые никогда не попадут в учебники украинской литературы: «Всякий должен узнать свой народ и в народе себя. Русь ли ты? Будь ею: верь православно, служи царице право, люби братию "нравно". (…)
Русь нерусская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою».
По иронии судьбы, живым воплощением этой диковинки стала современная Украина.
С Николаем Васильевичем Гоголем — та же история. Уроженец Украины вошел в историю как классик русской литературы. На вопрос о своей национальной принадлежности он отвечал так: «На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую».
На Украине, увы, восторжествовала иная точка зрения: из общерусского наследия нужно выделить «наше», а все остальное отбросить.
Поэтому борщ может быть только украинским (москали пусть хлебают щи), вышиванка — исключительно украинская одежда, Сковорода — первый украинский философ.
Гоголя при всем желании от русской культуры отделить нельзя, поэтому интеллигенция Незалежной за него не сильно цепляется. А зачем? Есть же свои писатели местечкового разлива. Почти неизвестные и неоцененные в масштабах мировой литературы, зато писавшие на «мове».
Потешный спор вокруг борща на самом деле поднимает серьезную проблему: украинскую культуру, литературу, историю невозможно вычленить из общерусской.
Если что-то и можно вычленить, то лишь то, что не представляет особой ценности. Вроде произведений тех же классиков украинской литературы. Все остальное приходится делить с соседними славянскими народами.