Четвертый по величине город Литвы Шяуляй — характерный пример многочисленных зигзагов литовской истории. Город дважды разрушался обстрелами немецкой армии в двух мировых войнах, прошел через уничтожение еврейского населения силами литовских пособников Гитлера, был центром легкой и пищевой промышленности Литвы в межвоенный период и средоточием высокотехнологической промышленности Литовской ССР. Сегодня основное индустриальное наследие Шяуляя разрушено, а главная ценность города для Литвы — военный аэродром для авиации НАТО.
Местечко Шавли впервые упоминается в исторических источниках в 1552 году. Статус города оно получило в 1713 году. Однако первый расцвет Шавли пришелся на последнюю треть XIX века. В то время через городок прошла Либаво-Роменская железная дорога.
Историческое открытие состоялось в 1872 году. Это спровоцировало резкий рост промышленного производства. Начали строиться мануфактуры. В числе самых крупных предприятий стоит упомянуть кожевенную мануфактуру Хаима Френкеля. Основанная в 1877 году, она превратилась в крупнейшее кожевенное предприятие Российской империи, а ее создатель сказочно разбогател и отстроил себе роскошную виллу в пригороде Шавли.
Помимо кожевенного дела, в городе была основана и шоколадно-конфетная фабрика (прообраз современной «Руты»), а также папиросно-табачная мануфактура. Однако период экономического могущества завершился с началом Первой мировой войны.
Город стал одной из первых жертв русско-германского столкновения. Шавли пережил страшную бомбардировку кайзеровской армии в середине 1915 года.
В результате опустошительных обстрелов погибло более шестидесяти процентов исторической застройки, а большая часть жителей города превратилась в беженцев.
С лица земли были стерты крестьянские домики, купеческие особняки, магазины, промышленные склады, в том числе уникальные сооружения времен позднего Средневековья.
После появления на политической карте мира Литовской Республики городу было уделено повышенное внимание.
Если Каунас, столица Литвы, считался важнейшим политико-административным центром с развитой спортивной и интеллектуальной жизнью, то Шяуляй (так звучало литуанизированное название) решено было обратить в форпост легкой и пищевой промышленности.
Это соответствовало традициям довоенной индустрии. Возникли льнопрядильные мануфактуры, создавшие значительное число рабочих мест. Как и прежде, было восстановлено производство кож и обуви. Конечно же, стремительно развивалась и кондитерская отрасль. Город богател, развивался, превращаясь в промышленную житницу межвоенной Прибалтики.
Однако следующая война внесла жестокие коррективы в размеренную историю города. Уже на третий день вторжения нацистских захватчиков в СССР город был захвачен передовыми подразделениями гитлеровской армии.
Начался террор мирного населения, осуществляемый в основном руками литовских коллаборационистов.
Евреи были согнаны в гетто, а в окрестных лесах и в городской тюрьме осуществлялись бессудные расправы над партизанами-антифашистами. В течение трех лет нацистской оккупации Шяуляй потерял практически все еврейское население.
5 июля 1944 года началась Шяуляйская наступательная операция, которая была спланировала командующим 1-го Прибалтийского фронта маршалом Баграмяном. Судьбу города решил 3-й гвардейский механизированный корпус генерала-лейтенанта танковых войск Виктора Обухова, который 26–27 июля штурмом взял Шяуляй.
Однако на этом военные испытания города не закончились.
Немцы (части 3-й танковой армии и подразделения дивизии «Великая Германия»), выбитые из города в результате стремительного наступления Красной Армии, перегруппировались и нанесли ожесточенный контрудар по городской застройке Шяуляя. Драма развернулась в середине августа 1944 года.
Это была вторая страшная бомбардировка в истории города, в результате которой оказалось повреждено и разрушено более восьмидесяти процентов зданий.
Урон для архитектурного наследия Шяуляя был необратимым. Бои за этот стратегически важный город продолжались довольно долго, но осенью линия фронта была смещена, а угроза дальнейшего разрушения Шауляя устранена. Вскоре город получил Орден Отечественной войны.
Послевоенная жизнь Шяуляя в составе Литовской ССР ознаменовалась беспрецедентным ростом промышленности, но несколько иного склада. Если до Великой Отечественной войны город в основном был известен благодаря легкой промышленности, то советское руководство начало развивать электротехническую отрасль.
Шяуляй получал крупные дотации из госбюджета на планомерную индустриализацию.
Один из самых известных брендов советского Шяуляя — легендарный телевизионный завод, который массово производил телевизоры марки Tauras, бывшие гордостью литовской индустрии. История этого предприятия насчитывает более полувека.
Поначалу завод производил комплектующие для Московского телевизионного завода «Темп», а затем наладил самостоятельное производство. В 1966 году им был выпущен черно-белый 12-канальный телевизор «Таурас» (диагональю 59 сантиметров) в деревянном корпусе с трубками, произведенными на паневежисской фабрике «Экранас». Автором дизайна стал художник Виктор Куницкий. Объемы производства стремительно росли. В 1960-е годы завод выпускал по четыреста телевизоров ежедневно, соответственно население советской Литвы получало по сто пятьдесят — двести тысяч аппаратов.
После того, как был сдан в эксплуатацию новый производственный комплекс, число телевизоров, производимых в год, увеличилось до полумиллиона единиц.
Конечно же, продукция телевизионного завода отправлялась далеко за пределы Литовской ССР, и со временем телевизор Tauras стал мечтой и явью многих советских семей. В течение следующих советских десятилетий предприятие выпускало новые модели, например, с 1972 года с конвейера сошел «Таурас-202». В 1978 году увидела свет модель «Таурас-204» с экраном диагональю 61 сантиметр. В 1980-е годы был разработан цветной телевизор «Таурас 714-1», а в 1982–1986 годы производился «Таурас 736Д» с 12 каналами УКВ и 21-45 каналами УВЧ. С 1986 года был запущен в производство цветной «Таурас C-257D» с полупроводниковыми интегральными схемами. Также многим памятен телевизор 1987 года — 42-сантиметровый Šilelis C-530D с японскими лампами Toshiba.
Производство неуклонно шло в гору, а на заводе работали сотни выдающихся инженеров — специалистов своего дела. При заводе действовало и 13-е профтехучилище, где готовили рабочий и технический персонал для производства. Более того, при предприятии вовсю кипела культурная жизнь — действовали мужские и женские хоры, народные танцевальные коллективы, творческие ансамбли, спортивное сообщество. В 1976 году был построен спортивный зал для работников завода, а немного позже была открыта заводская поликлиника.
Помимо производства телевизоров, всесоюзную славу обрело и производство велосипедов.
О великих страницах индустриальной истории советского Шяуляя повествуют музейные экспозиции, в том числе Музей радио и телевидения и Музей велосипедов, однако с реальным производством сегодня наблюдаются сложности, даже несмотря на посильную инвестиционную помощь 2000-х годов, которую оказывали немецкие предприниматели.
Сегодня Шяуляй представляет собой спокойный городок, промышленность которого остановилась с момента отделения Литвы от Советского Союза.
Индустриальный потенциал города оказался невостребованным на Западе, зато спросом начало пользоваться кое-что другое, а именно — одна из крупнейших баз ВВС СССР в Зокняе, доставшая Литве практически бесплатно.
История его началась давно. Аэродром для ВВС межвоенной Литвы под Шяуляем был построен еще к 1931 году. В Литве того времени руководство республики много внимания уделяло развитию авиационного дела. В 1940 году советская власть приспособила аэродром для собственных нужд, создав в нем базу 10-го истребительного авиационного полка.
В советские годы аэродром стал одним из ключевых пунктов советской военной и в меньшей степени гражданской авиации во всем Балтийском регионе.
С 1955 года Шяуляйский аэродром стал одним из шести аэродромов СССР, которые могли принимать стратегические межконтинентальные бомбардировщики М-4 с ядерным зарядом.
Это был один из факторов, который объяснял сравнительную сдержанность Североатлантического альянса вдоль восточноевропейских границ. На аэродроме базировался 53-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк, состоявший из МиГ-23 и МиГ-27. Важным подразделением военно-транспортной авиации была и 18-я гвардейская авиадивизия, дислоцировавшаяся в Шяуляе. Также в аэродроме располагалась 67-я отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в/ч 32457.
После 1993 года аэродром оказался покинут советской армией без каких-либо серьезных гарантий со стороны властей Литвы. Поначалу Литва пыталась приспособить военно-воздушную базу для приема гражданских рейсов нерегулярного характера, но интерес к бывшему советскому аэродрому проявили натовские стратеги.
Военный объект некогда всесоюзного значения был обустроен для нужд НАТО.
Сегодня с аэродрома в Зокняе регулярно осуществляется воздушно-патрульная миссия — с яростным шумом в прибалтийское небо взмывают натовские истребители. Межнациональные экипажи воздушной полиции по окончании миссии часто ставят свой крест на соседней с Шяуляем достопримечательностью — Горе крестов.