Президент Латвии Эгилс Левитс внес в парламент проект закона о «латышских исторических землях». Этот законопроект призван в очередной раз напомнить, что латыши являются коренным населением Латвии, тогда как русскоязычные — пришлые в период «советской оккупации», что якобы оправдывает их дискриминацию по языковому и национальному признаку. Это националистическая ложь: на самом деле предки нынешних русских, украинцев и белорусов постоянно проживали в Риге еще в XIII веке, когда будущая столица Латвийской Республики входила в Ганзу (Ганзейский союз) и в городе было основано Русское подворье.
Ганза — в переводе с древневерхненемецкого «сообщество, дружина» — начала развиваться со второй половины XII века как совокупность двойственных союзов между немецкими городами. Практически с самого начала образования Ганзейского союза Бремен, Любек, Гамбург стремились стать первооткрывателями-монополистами торговых отношений с русскими купцами.
Первое торговое подворье было основано бременцами в Великом Новгороде в XII веке и называлось «Готский двор». При нем действовала католическая церковь Святого Олафа, названная в древнерусских источниках «варяжской божницей». В подворье жили немецкие торговцы и их помощники-ученики, которые обладали всей полнотой торгово-экономических и культурно-религиозных прав.
Торговля между Северной Германией и колонизированной немцами Прибалтикой и городами Северо-Западной Руси проходила в основном по морским и сухопутным артериям, а после установления крестоносцами военно-политического контроля над устьем Даугавы на передний план вышел речной путь.
Отсутствие регламентации торговых отношений зачастую приводило к драматическим событиям. Например, известно, что при переправе по Даугаве под Ригой в 1201 году был убит древнерусский купец.
Новые феодальные власти пошли на упорядочение сферы русско-немецких контактов и в 1212 году заключили с Полоцком первый договор об учете взаимных экономических интересов. Именно тогда в Риге начало формироваться Русское подворье (Dat Russche dorp).
Однако серьезный прорыв был достигнут в 1229 году, когда с помощью «умнаго мужа Пантелея и лучшаго попа Еремея» была составлена Мстиславова правда (по имени псковского князя Мстислава-Федора Давыдовича), в которой были оговорены все торгово-юридические особенности взаимной экономической деятельности.
Немецкие торговцы из Бремена, Любека, Ростока получили право свободно селиться и торговать в Витебске, Смоленске, Полоцке; в свою очередь, купцы из западнорусских городов официально получили право проживать в Ливонии. Так были заложены традиции русской общины в Риге.
Рига была включена в систему ганзейских соглашений в 1280-е годы. К тому времени Ганза была могущественной торговой организацией со своими влиятельными представительствами в Лондоне, Брюгге и Великом Новгороде. Полномочия Ганзы были подтверждены Англией и Тевтонским орденом в ходе договора 1388 года. Собрания Ганзы проходили ежегодно (или раз в два-три года) в Любеке. На них объявлялось о прибыли организации, оговаривались перспективы дальнейшего развития и принимались постановления, обязательные к исполнению.
Впрочем, у Ганзы с русскими городами то и дело возникали конфликтные ситуации, которые приходилось решать на совместных встречах самого высокого уровня.
Одна такая продолжительная торговая война, которую вели Великий Новгород и Северная Германия, завершилась подписанием мирного соглашения в 1392 году. Гарантом соблюдения договора со стороны Ганзы был влиятельный торговец из Любека Иоганн Нибур, будущий бургомистр. В его честь договор был назван Нибуровым миром. Одним из ключевых пунктов этого соглашения было то, что города Ливонии получили единоличное право урегулировать отношения между Ганзой и Великим Новгородом.
О том, как ганзейцы превратили право на освоение русского языка в стратегию устранения торговых конкурентов, читайте в следующей статье.