Парламенты стран Прибалтики соревнуются друг с другом, кто быстрее запретит георгиевскую ленточку как символ памяти о Великой Победе. Эстафетную палочку перехватила Латвия, где комиссия Сейма по правам человека и общественным делам концептуально одобрила запрет на использование георгиевской ленточки на публичных мероприятиях. Между тем орден Святого Георгия — высшую русскую воинскую награду, ставшую прототипом символической ленточки — получали многие выдающиеся латыши за мужество, доблесть и личные боевые заслуги. Один из них — Оскар Петрович Колпак, более известный в современной латвийской историографии как Оскарс Калпакс.
Этот человек родился в семье богатого крестьянина Петра Колпака, а после окончания нескольких классов поселковой школы поступил в министерскую школу в Лубане. Подобные российские государственные школы давали более углубленное и качественное образование. Обучение в таких школах при Министерстве просвещения Российской империи происходило преимущественно на русском языке.
Колпак получил прекрасное гуманитарное образование и, как говорили его учителя, превосходно играл на скрипке. Односельчане полагали, что юноша станет замечательным музыкантом, однако судьба сложилась по-другому — сам Оскар с детства мечтал стать офицером Российской императорской армии.
В 1902 году молодой человек решил поступить в Псковское военное училище — не удалось. Тогда целеустремленный Оскар поехал в Иркутск, где после успешной сдачи экзамена вольноопределяющегося зачисляют в 10-ю роту 40-го Колыванского полка 10-й дивизии, которая дислоцирована в Варшаве.
После Оскар стал курсантом Казанской школы юнкеров и закончил ее с высокими результатами, а затем исполнил свою давнюю мечту и в звании старшего унтер-офицера поступил в Иркутское военное училище. Первую мировую войну Оскар Колпак встретил в Костроме, где служил руководителем инструкторской команды.
Сразу после начала боевых действий он, молодой подпоручик в составе 183-го Пултусского полка, был отправлен в самую горячую точку войны — в Галицию, где стал командиром отряда пулеметчиков.
Сам Оскар владел этим стрелковым автоматическим оружием очень хорошо.
В одном из первых боев Оскар Колпак получил огнестрельное ранение. За проявленную храбрость в столкновениях с австро-венгерскими передовыми подразделениями получил первую серьезную награду — орден Святой Анны 4 степени. Когда в марте 1915 года Юго-Западный фронт перешел в наступление, Колпак, ставший командиром роты, проявляя героизм, участвовал во взятии карпатских перевалов.
Оскар Колпак выказал личное мужество в боях под Брестом. Всего Оскар Петрович только за военную кампанию 1915 года получил пять орденов, но высшая военная награда — орден Святого Георгия — была еще впереди.
Наконец, за упорные августовские бои за фольверк Зеленый дворец (в деревне Верховичи под Брестом) он удостоился Георгиевского оружия. Тогда бойцы Пултусского полка предприняли энергичное наступление, выполняя задачу задержать наступление вчетверо превосходящих сил противника. Под сильнейшим ураганным огнем атаковавшего противника бойцы Оскара Калпакса занимали указанные позиции, подавая пример мужества и самоотверженности.
Воинские достижения Оскара Колпака были высоко оценены русским командованием. 17 сентября 1915 года он участвовал в упорном бою у деревни Добриши.
За мужество, проявленное в бою, он стал кавалером ордена Святого Георгия IV степени.
Тогда же ему было присвоено звание штабс-капитана.
В сентябре 1917 года Оскар Колпак получил звание подполковника. Уже при власти Советов его назначили командиром полка. Впрочем, Оскар, убежденный сторонник партии эсеров, по отношению к большевизму был настроен весьма сдержанно.
Вскоре, в марте 1918 года, последовал исторический мир, заключенный руководством советской России в Бресте. Полк Колпака был распущен, и воевать пока было не за что. Демобилизованный Оскар Петрович тут же вернулся в Кострому — туда же, где его настигли события Первой мировой войны.
Осенью 1918 года Оскар Колпак прибыл в оккупированную кайзеровцами Ригу, где формировалось Временное правительство. Пытаясь призвать соотечественников на борьбу с большевизмом, он подвергся осуждению, непониманию и освистанию.
Латыши искренне сочувствовали советскому строю — за большевиков в 1917 году на выборах в Учредительное собрание проголосовало 72% жителей Лифляндии, что стало наивысшим показателем по всей России.
В начале января 1919 года в Ригу после триумфального шествия вошли латышские красные стрелки, и тут же была провозглашена Латвийская Социалистическая Советская Республика. Временщики спасались бегством и прятались за спины немецких и английских эмиссаров.
Свергнутым министрам правительства Ульманиса срочно нужны герои. Храбрый и мужественный Георгиевский кавалер, прямой и честный офицер, Оскар Колпак получил предложение возглавить «отдельный латышский батальон», который был сформирован из трех латышских рот.
С 1 января ветеран сражений в Галиции, Польше, Литве, уже полковник, развернул активную подготовку бойцов батальона, существенно увеличив его боеспособность.
Фактически он стоял у истоков профессиональной армии будущей Латвийской Республики, хотя на тот момент самыми опытными и искушенными в боях были именно латышские стрелковые подразделения.
Первое сражение, в котором Оскару Колпаку удалось победить, состоялось 29 января, когда его батальон в количестве 375 бойцов атаковал 2-й Рижский красный стрелковый полк и занял город Скрунду.
Однако 6 марта 1919 года батальон Оскара Колпака под Митавой попал под «дружеский огонь». Их обстреляли солдаты Железной дивизии, спутав одетых в русские униформы «калпаксовцев» с отступающими большевиками. Завязалась ожесточенная перестрелка, в результате которой Оскар Колпак и трое его соратников были убиты.
В честь Оскара Колпака (Калпакса) в современной Риге назван бульвар, а в парке Эспланада ему поставлен памятник.