×
История История

От немецких баронов до латышских националистов: с кем боролись за свои школы русские Латвии

Источник изображения: liveinternet.ru

Русские Латвии планируют новые акции в защиту сохранения в стране среднего образования для национальных меньшинств на родном языке. История борьбы за русские школы в Латвии насчитывает столетия. В XIX веке общеобразовательные учреждения отстаивали от доминировавших в Прибалтике остзейских немцев. Тогда создаваемые русскими школы давали возможность выбиться в люди угнетенным латышам. Сейчас закрытия русских школ добиваются потомки этих латышей — строители «латышской Латвии».

Стремительный рост учебных заведений в Прибалтийском крае во второй половине XIX века привел к уникальному для того времени результату: в 1879 году в Лифляндской губернии 77,7% населения были грамотными (не считая детей девятилетнего возраста), а в Курляндской таковых насчитывалось 70,9%. В свою очередь, по всей России в конце 1870-х годов образованными могли себя назвать только 27% жителей. Тенденции к увеличению грамотных людей в других российских губерниях не наблюдалось вплоть до начала Первой мировой войны. Эта статистика является красноречивым свидетельством гуманистической политики властей России по отношению к Прибалтийскому краю.

В начале XX века наиболее распространенным типом школы в Лифляндии и Курляндии была волостная (70% от всех учебных заведений). Она давала прекрасное образование, в том числе универсальные знания по математике, естественным наукам, русскому языку, Закону Божьему.

Во второй половине 1880-х годов в Прибалтике начали создавать особые министерские школы, которые получали весомую финансовую поддержку со стороны Министерства народного просвещения. Они были укомплектованы более подготовленными учительскими кадрами и оснащены лучше, чем простые волостные. Учиться в таком заведении было престижно и почетно, и одаренные латышские дети практически не испытывали проблем с поступлением в такое учебное заведение.

Церковно-приходская школа конца XIX века / Фото: uvatskie.ruЦерковно-приходская школа конца XIX века / Фото: uvatskie.ru

Помимо волостных и министерских существовали и церковно-приходские школы, а также школы при различных благотворительных сообществах, которые курировали богатые купеческие организации или мануфактурные предприятия. Такие образовательные учреждения возникали преимущественно в городах.

До конца 1880-х годов обучение в большинстве из них велось на немецком языке, а потом — на русском (с высоким содержанием родного, чаще всего латышского языка в образовательном процессе).

Мемориальный музей морской школы в Айнажи / Фото: wikimapia.orgМемориальный музей морской школы в Айнажи / Фото: wikimapia.org

Чрезвычайно важным этапом просветительской эволюции в Прибалтике было создание земледельческих училищ и мореходных школ нового типа. Первая такая морская школа была открыта с соизволения царских властей в 1864 году в Гайнаше (сегодня Айнажи, приморский городок на севере Латвии) по решению Кришьяна Валдемара. Ее директором стал опытный капитан Кристиан Далс.

Уникальной особенностью учебного заведения было то, что обучение в нём являлось совершенно бесплатным и велось на латышском и эстонском языках, и только с 1880-х годов — на русском.

Благодаря активной деятельности директоров и высочайшему уровню навигационного образования в нее поступали многие латышские юноши. С 1880-х годов по начало XX века ежегодно морскую школу заканчивали 25–30 капитанов, в том числе и капитанов дальнего плавания, поступавших на работу в имперский флот. Всего в ней с момента основания до 1898 года получили образование 2 261 человек, и школа набирала учеников до Первой мировой войны.

Наконец, большой объем работы был проделан учительскими семинариями, которые готовили высококвалифицированные кадры для волостных и мызных школ. Например, еще с 1840-х годов в Ирлаве была основана одна из лучших учительских семинарий. До 1900 года ее закончили 853 воспитанника. Доподлинно известно, что из них как минимум более семисот впоследствии работали в латышских школах.

Основателем Ирлавской семинарии стал лютеранский пастор Иоганн Вольтер по разрешению семьи помещиков Мантейфелей, которые намеревались подготовить лояльных учителей для проведения пронемецкой политики в подведомственных школах. Однако благодаря просветительским реформам имперского министерства помещики и пасторы постепенно утратили контроль над семинариями такого типа.

Среди учебных предметов в Ирлавской семинарии были русский, латышский, немецкий языки, педагогика, счет, геометрия, всеобщая история, отечественная история, всеобщая и отечественная география, природоведение, физика, музыка, пение, рисование, черчение, гимнастика и садоводство.

Ее выпускники стали видными общественными и культурными активистами и организаторами первых латышских Праздников песен.

Янис Бетиньш / Фото: ru.wikipedia.orgЯнис Бетиньш / Фото: ru.wikipedia.org

Из них стоит отметить Яниса Бетиньша, который курировал проведение Праздника песни в Курляндской губернии в 1870 году и Первый всеобщий праздник песни в Риге в 1873 году.

Однако немецкие помещики, проявлявшие недовольство политикой перевода школ на русский язык, в 1900 году приняли единоличное решении о закрытии Ирлавской учительской семинарии вопреки высочайшему уровню образования и выдающимся преподавательским кадрам, которые в ней работали. Впрочем, процесс становления образованной нации нельзя было прекратить прямыми запретами.

Решение о закрытии семинарии спровоцировало рост протестных настроений среди латышей, и уже через пять лет усадьбы остзейских помещиков запылали во время Социал-демократической революции.

Важную роль в росте и укреплении национально-культурного самосознания латышских крестьян сыграли проводившиеся с 1860-х годов учительские собрания края, которые именовались «конференциями». На них яркими ораторами — педагогами, просветителями, общественными активистами — высказывались тезисы о праве латышей на собственную культуру, на достойное просвещение, на интеграцию в Российскую империю в противовес немецкому господству. Первая такая всеобщая учительская конференция состоялась в Риге в 1873 году (она собрала 200 участников), а вторая — в 1874 году.

В те годы при активной поддержке российских министров в Прибалтийском крае сформировались латышские образовательные традиции, укрепилась национальная просветительская школа, а главное — существенно вырос уровень грамотности и образованности латышского населения прибалтийских губерний.

Осознание ущемления своих прав и неприятие социальной несправедливости присущи лишь образованным людям. В Прибалтике их удельный вес — благодаря правительственным реформам, стартовавшим в 1860-е годы — был чрезвычайно велик. Как следствие, у подавляющего большинства латышских стрелков была за плечами волостная школа и набор универсальных знаний. И эти просветительские традиции исправно передавались из поколения в поколение.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Латвия запрещает русские школы, которые старше ее на 200 лет
28 июля 2020
Латвийские власти намерены исключить русский язык и литературу из системы образования. При этом история русской школы на территории современной Латвии насчитывает более 230 лет. Как минимум есть основания полагать, что традиции образования на русском языке гораздо старше.
Борьба русских за русские школы Латвии длится столетиями
3 августа 2020
В XIX столетии русское население Лифляндии и Эстляндии активно сражалось за свои школы. Спустя 200 лет сохранение школьного образования на русском языке вновь самая важная тема для русской общины Латвии.
Российская империя дала латышам грамотность: первая «школьная революция» в Прибалтике
10 августа 2020
Вторая половина XIX века ознаменовалась стремительным ростом школ в Прибалтийском крае. Законы, принятые царским правительством, влияли на рост просвещенности латышей и эстонцев.
Они появились за сотни лет до Латвии: средневековые школы Лифляндии и Курляндии
24 июля 2020
В современной Латвии правящие националисты десятилетиями не могут оставить в покое русские школы. Таким образом уничтожается традиция школьного образования, которая на много веков старше Латвийского государства.