Украинско-польские разногласия уходят в глубину веков. Хотя во времена Первой Речи Посполитой еще не существовало этнической общности «украинцы», социальный и религиозный конфликт между поляками и православными жителями имел явные очертания. Об этом впоследствии много напишут в своих художественных произведениях известные в мировой литературе авторы. Их работы изобилуют сценами обоюдной жестокости двух народов. Эта ненависть вновь обретет реальные очертания уже в годы Второй Мировой войны. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил разобрать наиболее знаменитые литературные произведения, которые иллюстрируют историю отношений поляков и украинцев.
Николай Гоголь «Тарас Бульба»
В основу повести Николая Васильевича Гоголя легла история казацкого восстания 1637–1638 годов, с жестокостью подавленного польскими властями.
В произведении мы узнаем о религиозных гонениях, которые в итоге стали причиной, приведшей к массовому недовольству казаков:
Слушайте! Еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украине в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а православных христиан.
Жестокость в отношении православных проявляли не только представители духовной власти, но и светской:
— Наделали полковники таких дел, что не приведи Бог никому.
— Как?
— А так, что уж теперь гетман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу. Вот что наделали полковники!
Реакция казачества на подобное обращение, согласно описанию Николая Васильевича, была страшной. Причем писатель не скрывает, что объектом насилия со стороны казаков становились женщины и дети:
Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, — словом, крупною монетою отплачивали казаки прежние долги.
Писатель подробно рисовал перед читателем картину того, как шла война на уничтожение:
— Войско, отступив, облегло весь город и от нечего делать занялось опустошеньем окрестностей, выжигая окружные деревни, скирды неубранного хлеба и напуская табуны коней на нивы, еще не тронутые серпом, где, как нарочно, колебались тучные колосья, плод необыкновенного урожая, наградившего в ту пору щедро всех земледельцев. С ужасом видели из города, как истреблялись средства их существования.
Согласно сюжету повести, сын Тараса Бульбы Остап попадает с казаками в плен, после чего его мучительно казнят на глазах отца.
Месть главного героя повести за убийство родного сына оказалась страшной:
А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки, распечатали и поразливали по земле казаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. «Ничего не жалейте!» — повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц: у самых алтарей не могли спастись они; зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огненного пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых бы подвигнулась самая сырая земля и степная трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» — приговаривал только Тарас. И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении, пока польское правительство не увидело, что поступки Тараса были побольше, чем обыкновенное разбойничество, и тому же самому Потоцкому поручено было с пятью полками поймать непременно Тараса.
Тарас Шевченко «Гайдамаки»
Изобилует моментами обоюдной ненависти двух народов и поэма Тараса Шевченко «Гайдамаки», несмотря на то, что в основу произведения легли события, произошедшие примерно полтора века спустя и вошедшие в историю как «Колиивщина» (восстание гайдамаков из числа православного крестьянства и казаков против поляков в 1768 году):
Город трупами завален,
улицы, базары,
черной кровью подплывают.
«Мало ляхам кары!...»
Недорезанных кончали:
не встанут, собаки!
Собралися, запрудили
площадь гайдамаки.
Кровавой кульминацией «Колиивщины» стала резня в Умани, которую также подробно описал в своем произведении Тарас Шевченко:
«Кара ляхам, кара!»
И карали: страшно-страшно
Умань запылала.
Ни в палатах, ни в костеле
ляхов не осталось,
все легли.
Такое видеть
прежде не случалось.
Пламя в небо полыхает,
Умань освещает.
<…>
Гайдамаки стены развалили.
Головами об каменья
иезуитов били,
а школяров — тех в колодцах
живьем утопили.
Генрик Сенкевич «Огнем и мечом»
Иной взгляд на события представлен в романе Германа Сенкевича «Огнем и мечом», описывавшем восстание Богдана Хмельницкого.
Руководитель мятежа рассматривается в произведении как вассал крымских татар, желающих зла христианскому миру:
Хмельницкий с татарами снюхивается, чтобы христиан за компанию убивать...
Однако, несмотря на иное виденье событий, автор также вполне однозначен в том, что казаки проявляли невиданную жестокость, в том числе и против мирных жителей:
Всем казалось, что небесный свод обрушился на Речь Посполитую. Желтые Воды, Корсунь, уничтожение коронных войск, всегда одерживавших победу над казаками, плен гетманов, страшный пожар по всей Украине, неслыханная резня и убийства — все это обрушилось так неожиданно, что люди почти не хотели верить, что сразу столько бедствий могло постигнуть одну страну. Многие и не верили, многие цепенели от ужаса и сходили с ума, другие предсказывали пришествие Антихриста и близость Страшного суда. Порвались все общественные связи, все человеческие и родственные узы. Исчезла всякая власть, пропало различие между людьми. Ад спустил с цепей все преступления и послал их гулять по свету: убийство, грабеж, вероломство, зверское насилие, разбой и неистовство заменили труд, честность, веру и совесть. Казалось, что люди отныне будут жить уже не добром, а только злом, что переменились чувства и мысли: то, что прежде казалось бесчестным, считалось теперь святыней; солнце не светило уж больше: его застилал дым пожаров, а по ночам зарево заменяло звезды и луну. Пылали города, деревни, костелы, усадьбы, леса. Люди перестали говорить, а лишь стонали и выли, как псы. Жизнь потеряла цену. Тысячи людей гибли без следа, без воспоминания. А среди всех этих ужасов, убийств, стонов, дыма и пожаров возвышался только один человек, вырастая, как гигант, почти заслоняя дневное светило и бросая тень от моря до моря.
Это был Богдан Хмельницкий.