В феврале — апреле 1943 года прибалтийские коллаборационисты участвовали в карательной немецкой антипартизанской операции «Зимнее волшебство». В результате их действий было уничтожено население на полосе в 40 км на северной границе Беларуси. Перестали существовать 183 деревни. Были убиты 11 тысяч мужчин. 14 тысяч женщин и детей были направлены в концлагерь. Население региона не восстановилось до сих пор.
Это лишь одно из многих военных преступлений прибалтийских легионеров. Сейчас, спустя 75 лет после окончания войны, в Эстонии продаются магниты на холодильник с портретом Харальда Нугисекса — национального героя, унтершарфюрер Ваффен-СС.
На круглом столе в издательстве «Комсомольская правда» эксперты обсудили героизацию нацизма в Прибалтике.
Политике прославления коллаборантов можно противодействовать с точки зрения международного права. По словам Александра Дюкова, директора фонда «Историческая память», в 1998 году в Латвии была принята Парламентская декларация, которая предписывает латышской власти защищать честь и достоинство латышских легионеров. Исполнение этой декларации позволяет связать деятельность латвийских формирований с современным латвийским государством.
Позицию Дюкова о необходимости привлечения Прибалтийских стран к ответу в судебном порядке поддержал Александр Хинштейн, депутат Государственной думы, писатель и журналист. По его мнению, Россия как преемница СССР, должна подать иски в адрес конкретных людей и государств. Политик считает, что к искам должны присоединиться родственники пострадавших от нацистского режима. Кроме того, как указал Хинштейн, героизацию пособников нацистов в Прибалтийских странах необходимо обсуждать на межгосударственном уровне, а также поднимать в СМИ.
«Расправа с литовскими евреями началась уже на другой день после начала Великой Отечественной войны <...> В общей сложности на территории Литвы были уничтожены 95% проживавших там до войны евреев. Помимо того были убиты порядка 150 тысяч жителей, не поддерживавших оккупационный режим, и 230 тысяч советских военнопленных», — привел статистику Хинштейн.
Александр Дюков отметил, что сейчас действует Терезинская декларация, согласно которой право на компенсацию имеют все жертвы нацистского режима, а не только жертвы холокоста. Историк предложил следовать примеру США: в мае 2018 года был принят закон о контроле над соблюдением Терезинской декларации.
Позицию Беларуси в отношении героизации нацистских коллаборантов озвучил декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин. Историк рассказал об операции «Багратион», о создании концлагеря «Озаричи» для заражения советских войск брюшным тифом и другими болезнями.
Гигин в своей речи обратил внимание на существенный аспект: нацистам помогали многие народы и социальные слои как в Европе, так и в СССР; ведется дискуссия о коллаборационистах среди русских, казаков.
«К сожалению, преступления совершали люди из различных государств, народностей. Важно признать эти преступления. Важно не героизировать этих людей. Важно четко передавать от поколения к поколению осознание того, что это преступление. Человек, который сжигал людей и деревни, не может быть героем», — сказал историк.
Профессор Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалев рассказал, как прибалтийские военные СС говорили, что выступали на стороне немцев, так как отстаивали свободу и независимость своих республик. Однако, как отметил историк, борьба происходила не только в Прибалтике, но и далеко за ее пределами, к примеру, прибалтийские отряды участвовали в карательных экспедициях в Беларуси.
«Население стран Прибалтики воспринимало себя как союзников Третьего Рейха. Рассчитывая победить большевизм, победить Москву, они хотели получить гораздо больше территорий, чем те, которые принадлежали им до 1940 года», — констатировал он.
Ковалев указал, что изучать тему героизации нацизма в Прибалтике важно по трем причинам. Во-первых, в СССР эта проблема замалчивалась по соображениям национальной политики. Во-вторых, особое расположение США к странам Балтии позволило легализоваться военным преступникам. И в-третьих, повлиял фактор национальных элит, когда вчерашние коммунисты и партийные функционеры стали лидерами независимых государств.
«Историческая политика в странах Балтии выстраивается по двойным стандартам: они осуждают нацистских деятелей на международной арене, но «дома» придают им значение национальных героев», — отметил историк.
По словам Михаила Чернова, председателя правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки, Россия и Европейский союз должны совместно бороться с героизацией пособников нацистов в Прибалтике.
«Наказание режимов, которые позиционируют себя как наследники нацистов, может стать комфортной темой для возобновления российско-европейского диалога на разных площадках. Причем это может быть выгодно для европейских правых партий, которые захотят дистанцироваться от нацистского прошлого», — считает он.
Галина Сапожникова, писатель, обозреватель КП, напомнила о денежных претензиях Латвии, Литвы и Эстонии за «советскую оккупацию». По ее мнению, военные преступления нацистов позволяют России выставить счет Прибалтийским странам.
Позицию Сапожниковой поддержал Михаил Иоффе, адвокат, член Международной Ассоциации русскоязычных адвокатов. «Россия имеет право требовать компенсации согласно международному законодательству, однако государство этой возможностью не пользуется», — отметил он.
Опираясь на исторические документы, юрист утверждает, что Германия не обещала трем республикам суверенитет, речь шла об автономии.
Эксперты пришли к выводу о необходимости создания комплексного научно-популярного труда для максимально полного освещения «Крестового похода цивилизованной Европы». Участники круглого стола подтвердили существование правовых механизмов привлечения Прибалтики к ответственности за военные преступления и выступили за их использование.
«Наши деды победили в 1945 — мы не можем проиграть сейчас» — завершил заседание Михаил Иоффе.