Сейм Литвы присудил ежегодную премию Свободы семерым бывшим «лесным братьям». Возводить в ранг «национальных героев» участников бандформирований стало для Литовской Республики новой нормальностью. «Героям» за антисоветское прошлое готовы простить даже участие в Холокосте. Почему антисемитская пропаганда нашла в Литве такую благоприятную почву и как на это реагируют еврейская община и Израиль, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал директор Фонда развития и поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки Михаил ЧЕРНОВ.
— Г-н Чернов, в современной Литве происходит активное чествование представителей движения «лесные братья», многие из которых были замешаны в уничтожении еврейского населения. Существует ли какая-то реакция еврейских организаций в России и мире на подобную политику?
— Реакция, конечно, существует. В частности, внимание этому вопросу уделяет глава иерусалимского отделения «Центра Симона Визенталя» Эфраим Зурофф. Вместе с тем я бы согласился с мыслью, что многие предпочитают «не замечать» того, что происходит с реабилитацией нацизма и коллаборации в государствах Восточной Европы. Встает вопрос: а актуальна ли вообще эта тема, тема чествования нацистских недобитков для еврейских организаций? Не несет ли она «излишних» политических рисков?
— Как реагирует на данные действия официальный Израиль?
— Конечно, Иерусалим выступает против героизации нацистских преступников и коллаборантов и пересмотра роли Красной армии в освобождении Европы от нацизма. Этот вопрос неоднократно поднимался в Кнессете (парламенте) представителями нескольких партий.
Вместе с тем на внешнеполитической арене Израиль ведет довольно осторожную политику в том, что касается практических вопросов. Те же страны Прибалтики достаточно сильно ориентируются на Соединенные Штаты Америки. Поэтому в международных организациях эти страны зачастую голосуют достаточно лояльно по отношению к Израилю, что, безусловно, важно для государства Израиль. В результате еврейское государство занимает осторожную позицию и лишний раз не высказывается по этому поводу.
— Почему антисемитская пропаганда нацистов нашла в Литве и других прибалтийских странах такую благоприятную почву?
— Я бы не стал акцентировать внимание именно на Литве и других Прибалтийских странах. Ведь мы все знаем, что происходило в Польше, на Украине, во многих восточноевропейских, да и западноевропейских государствах. Поэтому я бы не стал говорить об уникальности литовского феномена.
Другое дело, что да, в Литве при участии местных органов власти и, так сказать, благодаря энтузиазму на местах и в центре евреи были уничтожены практически полностью.
— И все же, согласно свежим данным социологического центра Pew, уровень антисемитизма в Литве — один из самых высоких среди стран ЕС. 24% опрошенных не хотели бы соседствовать с евреями. Это историческая предрасположенность? Или имеют место быть иные факторы?
— Ну так в Литве уже не соседствуют с евреями. «Литовского Иерусалима», как называли Вильно, больше нет. В странах Прибалтики еврейское население было истреблено как германскими нацистами, так и их местными пособниками.
Мужчины, женщины и дети были «выселены» с билетом в один конец туда, откуда не возвращаются. Обсуждать тут особо нечего, и это не должно забываться и не забудется никогда. И, конечно, я бы не стал говорить об этом вопросе в таких терминах, как «предрасположенность».
То, что произошло, — это исторический факт. И наша задача, чтобы никто не говорил «это хорошо, так и надо было» и не называл убийц национальными героями на государственном уровне.
Соответствующие международно-правовые механизмы существуют, и они будут использованы. Так или иначе, торжество нацизма должно быть остановлено.
— Проводятся ли мероприятия по возрождению еврейских исторических мест в странах Прибалтики?
— А зачем? Для кого? Кто это будет делать? Евреи в Прибалтике в значимых количествах больше не живут. Возможно, что-то еще будет сделано для сохранения еврейского наследия, уникальных памятников и идишской культуры. Вероятно, некоторые еврейские организации будут в этом заинтересованы и начнут этим заниматься. Но какого-то масштабного восстановления, я думаю, не будет. Еврейская Европа уничтожена в ХХ веке.
— Были ли на территории Прибалтики в годы войны примеры партизанского сопротивления погромщикам со стороны еврейского населения?
— Конечно, были! В литовских лесах действовали семь партизанских отрядов. Один из основных отрядов — «Объединенная партизанская организация», его возглавлял Абба Ковнер. Существует знаменитая фотография отряда во главе с Ковнером в освобожденном Вильнюсе. После войны он создал отряд, который мстил уцелевшим нацистам в Западной Европе, затем участвовал в войне за независимость Израиля, стал известным поэтом.
— Сегодня западные страны предпочитают закрывать глаза на случаи героизации людей, участвовавших в еврейских погромах на территории Прибалтики. Может ли такая политика привести к каким-либо негативным последствиям?
— Такая политика не может не привести к негативным последствиям. Страны Прибалтики записали свой опыт 1941–1944 годов в актив борьбы за независимость. Для них это один из этапов их «европейского пути». А для стран Запада — своего рода лаборатория, в которой можно изучить процессы, посмотреть, как они работают, как воспринимаются обществом этих стран. Конечно, это касается не только Прибалтики, где у России нет серьезных экономических и политических интересов, но и Украины и других стран. Не исключаю, что многие элементы того, что мы видим в Восточной Европе, проявятся и в Западной.
Возрождение нацизма в Западной Европе не оставит шанса миру на европейском субконтиненте.