×
История История

У кого Литве следует учиться защите памятников истории?

Источник изображения: gavzav.ru

В Литве одной из центральных тем, находящейся в фокусе местных СМИ, стала общественная дискуссия по поводу судьбы советских скульптур на Зеленом мосту в центре Вильнюса. История получила новый поворот после вмешательства президента Литвы Д.Грибаускайте.

В этом месяце Совет по оценке недвижимого культурного наследия в Департаменте по вопросам культурного наследия принял решение о сохранении советских скульптур на Зеленом мосту в Вильнюсе в реестре культурных ценностей, проигнорировав таким образом заключение Центра культурного наследия, который ранее объявил о том, что скульптуры не нуждаются в правовой защите. Председатель Совета Р.Пакальнис в качестве протеста против решения членов совета сохранить советские скульптуры подал в отставку. После этого последовала реакция главы государства, озвученная главным советником по внутренней политике Виргинией Будене: «Очевидно одно, если мы пройдемся по Зеленому мосту, то увидим, что «зеленые человечки» больны, они покрылись ржавчиной, трещинам. На самом деле, они даже угрожают жизни прохожих, проезжающим. Соответственно, это ставит под угрозу жизнь людей, угрожает и государству».

В качестве вывода она озвучила позицию Грибаускайте: скульптуры надо снять якобы «с целью реставрации», а их возвращение на место увязала с их будущим «правовым статусом».

Автором скульптурной композиции «На страже мира», которая, по всей видимости, и является главным раздражителем для карьеристки по линии Компартии Грибаускайте, является выдающийся литовский деятель искусств Бронюс Пундзюс, чей активный творческий период пришелся на конец тридцатых - начало пятидесятых гг. ХХ века. Автор монументальных скульптурных композиций, камерных скульптур, скульптурных портретов, рельефов и т.д. Его работы представлялись на международных выставках.

История со сносом скульптур возникла не сегодня. Эта тема поднимается каждый раз в угоду политическим интересам консервативных элит, когда необходима консолидация электората в преддверии очередных муниципальных или национальных выборов.

С 2010 г. литовские консерваторы, несмотря на результаты проведенного социологического опроса, показавшего, что большинство жителей столицы выступает против сноса архитектурной композиции (лишь 15% были «за»), последовательно вбрасывают в общество данную тему. Так, депутат Сейма от партии консерваторов Кястутис Масюлис несколько лет подряд выносит этот вопрос на парламентское обсуждение, обвиняя вильнюсский городской совет в нежелании избавиться от символов «советской оккупации», как принято в Литве называть советский период. Мэрия столицы несколько раз организовывала конкурс на реставрацию скульптур, но каждый раз так, что никто не захотел ремонтировать монументы, установленные в 1952 г. (скульптурные группы «Сельское хозяйство», «Промышленность и строительство», «На страже мира» и «Учащаяся молодежь»).

Сегодня же, как представляют дело в администрации президента, шансы на поиск реставраторов почему-то резко возросли. Очевидно, что в ближайшее время власти будут вести активный поиск инвесторов для того, чтобы успеть снять фигуры до мая, когда во всем мире будет отмечаться 70-летие победы над фашизмом. А потом инвесторов найдет тысячу причин, чтобы реставрацией не заниматься.

И кто знает, когда вернутся скульптуры на Зеленый мост? Грибаускайте знает ответ: никогда.

Ничто не мешает ей, специалистке по научному коммунизму, заранее заявившей об отказе участвовать в торжественных мероприятиях в Москве, предать забвению культурно-историческое наследие, оскорбив чувства десятков тысяч литовских ветеранов, сражавшихся против гитлеровской Германии за будущее Европы. Был в их числе, кстати говоря, и отец Грибаускайте – Поликарпас Грибаускас, «красный партизан», впоследствии сотрудник НКВД…

Тема сохранения памятников культурного наследия актуальна и регламентируется рядом международных конвенций, находится в компетенции специально созданного в 1965 г. по инициативе ЮНЕСКО Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Деятельность этой международной организации посвящена сохранению и охране, реставрации памятников и культурно-исторических мест по всему миру.

Власти Литвы в отличие от своих соседей методично уничтожают памятники архитектуры. В России муниципальные власти Гусева (Калининградская область) за свой счет поддерживают в надлежащем состоянии памятник литовскому поэту Кристионасу Данилайтису, федеральные и региональные деньги идут на решение инфраструктурных вопросов, а в самом Калининграде – стоит памятник литовскому философу и поэту Людвикасу Резе в сквере на проспекте Победы. В 2014 г. открыта новая экспозиция юбилейной выставки «Кристионас Донелайтис и его время» в доме пастора мемориального комплекса. Планировалось, что литовская сторона примет активное участие в формировании предметного ряда новой экспозиции, однако в 2012 – 2014 годах музейных предметов, коллекций или музейного оборудования от Литовской республики передано не было. Вместо этого представители Литвы пытаются «застолбить» еще и Балтийский федеральный университет, повесив на него мемориальную доску, посвященную Донелайтису. Вряд ли там согласятся – сначала литовцам следовало бы побеспокоиться о мемориальном комплексе под Гусевом.

Бережно относятся к литовскому историческому наследию и в Белоруссии. В Гервятах (белорусско-литовское приграничье), где проживает литовская община, расположена самая большая на территории Белоруссии католическая церковь, чей фасад украшен литовскими надписями, а вокруг нее стоят высокие деревянные литовские языческие кресты, внесенные в список нематериального Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь на одной земле спокойно уживаются два памятника истории, два, казалось бы, антагонистических символа. Литва стала одним из последних государств в Европе, принявшей христианство под гнетом крестоносцев Ливонского и Тевтонского орденов. В 1251 г. литовский князь Миндаугас был крещен, и Папа Иннокентий IV своим папским указом провозгласил создание литовского княжества. О литовской независимости тех времен напоминают только языческие кресты да летописные записи о храбром противостоянии племен иностранным захватчикам. Но эти же исторические реалии не являются поводом для одних – разрушать языческие символы веры, для других – католические храмы. И никто пока ни в Калининграде, ни в Гервятах не предлагает ничего сносить под видом «реставрации»…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!