Центр стратегических коммуникаций НАТО в Риге и Министерство обороны Латвии назвали КВН и Ивана Урганта пропагандистскими инструментами Путина. В очередной раз прибалтийские «аналитики» в попытках найти в российском глазу соломинку не замечают в своем глазу бревна: в Прибалтике юмор в газетах и на телевидении десятилетиями используется для оскорблений по национальному признаку, разжигания ненависти, оправдания Холокоста, антисемитизма и русофобии.
«Я решил зимой повесить два скворечника на своей яблоне, чтобы “готовь санки летом”. Но вот странное дело: поселились туда вовсе не скворцы. В первый скворечник заселилась кошка, а в другом скворечнике — евреи. Послушайте, как они каркают: кар, кар, — картавая братва, я бы сказал. Я с ними борюсь, с мировым жидомасонством. Меня внук научил нарисовать на этих гадах вот такое вот, чтобы все знали, кто тут живет», — говорит литовский «фермер» заехавшему на его хутор «журналисту» и рисует на скворечнике шестиконечную звезду Давида.
Эта прямая речь — отрывок из юмористического шоу, вышедшего 9 лет назад на литовском телевидении. Репортер со съемочной группой приезжает к типичному литовскому хуторянину, и тот показывает ему, как расправляется с «картавыми евреями», засевшими у него в скворечнике.
«Я им приготовил подарок утречком», — говорит актер в образе «клумпаса». «Хрустальное утро?» — улыбается репортер. «Погром сделаем мировому жидомасонскому сообществу», — отвечает поселянин, засовывает в скворечник динамит и взрывает. «Выкурил еврея домой», — смеется его собеседник, а фермер-антисемит режет скворечник и руку журналиста бензопилой.
Вот такой «юмор». В Литве, оказывается, можно шутить над геноцидом евреев. «Первый тост — за Холокост», — в Литве подобного рода шутки в порядке вещей. Совсем недавно, в начале этого года, там случился очередной нацистский скандал.
Главный государственный телеканал LRT закрыл программу «Угадай мелодию» после того, как литовская актриса, в прошлом депутат Сейма Аста Баукуте, угадав песню литовского композитора еврейского происхождения Симонаса Донсковаса, вскинула руку в нацистском приветствии и закричала «еврей, еврей!».
Самое страшное, что этот момент оказался в эфире государственного телеканала, зрители в студии встретили выходку актрисы улыбками и аплодисментами, а литовские коллеги — политики и артисты — вместо того, чтобы осудить Баукуте, принялись рассуждать, что скандал очень выгоден «путинской пропаганде».
Это универсальный способ оправдания Прибалтикой всех своих ошибок: в любой неприятной для тебя ситуации ничего не говори по существу дела, а начинай рассуждать о Кремле, Путине и «русской пропаганде».
В Латвии год назад депутат Сейма Карлис Сержантс обвинил евреев в антигосударственной деятельности. «Люди, которые работали, чтобы разрушать латвийское государство, они очень умной национальности, юристы», — заявил Сержантс в радиоэфире. Отвечая на уточняющий вопрос журналиста, имел ли он в виду русских, депутат от правящего Союза «зелёных» и крестьян уточнил: «Нет, я имел в виду еврейскую национальность».
И даже скандала особого из-за этого не было — видать, привыкли уже в Латвии к таким заявлениям, равно как к шествиям легионеров СС каждое 16 марта и мюзиклам про ликвидированного израильскими спецслужбами нацистского карателя Герберта Цукурса. В Прибалтике никогда не упустят самой слабой возможности увидеть антисемитизм в заявлении российского политика и выступить «экспертами по России», раскричав о том всему свету.
Но антисемитские выступления своих политиков, если рассказывать о них миру, — это клевета «русской пропаганды» на европейскую Балтию. Антисемитизм — это в России, а мы про евреев и Холокост просто шутим.
Впрочем, депутат Сейма Латвии не шутил. А вот в Эстонии над Холокостом шутят. В 2012 году отопительная компания Gas Term позволила себе позубоскалить на тему сжигания евреев в газовых печах. Реклама отопительной компании — надпись на воротах Освенцима: «Газовое отопление — универсальное, удобное, эффективное».
И ведь скандал был даже не в этом. Подлинный скандал был в том, как отреагировали на шутку про геноцид евреев эстонские СМИ. Эстонские СМИ… подхватили почин и тоже начали зубоскалить. «Eins, zwei, drei... Таблетки для похудения доктора Менгеле сотворят с тобой чудо», — напечатала шуточную рекламу таблеток для похудения газета Eesti Ekspress и сопроводила свой «тонкий юмор» фотографиями истощенных узников концлагерей. «В Бухенвальде не было ни одного толстого», — гласит реклама.
Пока центры НАТО, латвийское Минобороны и литовские эксперты ищут кремлевский след в КВН, «Вечернем Урганте» и мультфильме «Маша и медведь», в самой Прибалтике юмор в газетах и на телевидении десятилетиями используется для оскорблений по национальному признаку, разжигания ненависти, оправдания Холокоста, антисемитизма и русофобии.
Смех — это величайший социальный феномен, значение которого переоценить невозможно. Юмор присущ только человеку: способность видеть противоречия в окружающем мире и реагировать на них смехом отличает его от животных. Смехом можно очеловечить, а можно расчеловечить. Смех может быть ядом, а может — лекарством. Он может убивать, а может — исцелять.
Тысячелетиями своей истории люди использовали смех во благо. Пацифистская литература ХХ века начиналась с антивоенной сатиры Ярослава Гашека. Ремарк и Хемингуэй вдохновлялись бравым солдатом Швейком и продолжали дело веселого чешского автора, когда писали свои страшные, трагические книги об ужасах войны.
«Доктор Стрейнджлав» Стэнли Кубрика — это не менее мощный призыв сложить оружие, чем «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы. Гитлер не зря считал Кукрыниксов своими личными врагами: их карикатуры убивали страх перед фашизмом и помогали спасти от него мир.
Так что юмор в самом деле может быть политическим инструментом. И как политический инструмент он может быть использован во благо. Во благо ли использовали юмор последние четверть века в Прибалтике? Нет, юмор там был задействован во зло.
Например, в одной из крупнейших газет Эстонии долгие годы печатали комиксы про похождения карикатурного эстонского националиста Ивана Орава, охотящегося на «тиблу». Тибла — это самое оскорбительное из множества существующих в эстонском языке прозвищ русских, происходящее от нецензурного обращения «ты, бл…». До «восстановления государственности» это слово однозначно считалось самими эстонцами матерным. Произносить «тибла» в принципе считалось неприличным, а уж в присутствии детей и женщин — тем более.
Зато в независимой и свободной Эстонии словечко выбралось из подполья и де-факто вошло в литературный эстонский язык. И произошло это благодаря всяким юмористическим шоу, которые без конца шутили про «тиблу» с запикиванием или без него и постепенно легализовали грубейшее оскорбление в адрес русских, выведя его из обсценной лексики.
Юмор в Прибалтике — политический инструмент, который поддерживает этнократию во внутренней и антироссийский курс во внешней политике.
Совсем свежий пример: литовское телевидение на прошлой неделе запустило юмористическое шоу, посвященное тому, что происходит в России. Ничего хорошего там, разумеется, не происходит. Российских легкоатлетов не пускают на чемпионат Европы, чиновники берут взятки, во внешней политике провал, все вокруг молятся на Путина, депутаты в Госдуме тупые, алкаши нажираются одеколоном и боярышником — словом, всё плохо.
Очень трогательный интерес к проблемам России для страны, которая вошла в НАТО и Евросоюз, «играет в западных клубах» и на каждом углу кричит, что она — полноценная часть евроатлантического мира. При этом интересуется эта страна не своими проблемами и не проблемами евроатлантического мира, а «немытой Россией», которой она вроде бы еще в 1991 году сказала «прощай». Хочет заживлять своим исцеляющим смехом застарелые российские язвы — какая забота и самоотверженность!
Вот только не чрезмерна ли эта самоотверженность? У России в самом деле много хронических болячек, но и у Литвы их хватает. Может быть, перед тем, как исцелять змеиным ядом сатиры чужие болячки, стоило бы полечить тем же средством свои? Пусть литовские юмористы поржут над президентом Далей Грибаускайте: позубоскалят в телеэфире над коммунистическим партбилетом и похихикают про ее личную жизнь. Слабо? Оно, конечно, про Путина в Вильнюсе шутить проще и безопаснее.
Пусть на ток-шоу «Держитесь там» пригласят dedule Ландсбергиса и вслух зачитают ему, что лидер «Саюдиса» обещал литовцам в конце 1980‑х годов про уровень жизни, который в независимой Литве будет как в Дании и Финляндии. Вся Литва животики надорвет.
Еще можно хорошенько посмеяться над литовскими самоубийствами, литовским алкоголизмом, литовской эмиграцией, литовской депопуляцией. Во всём этом Литва в числе европейских и мировых лидеров — отчего же над этим не посмеяться?
Но на литовском ТВ над этим не смеются, а предлагают лечить смехом Россию. И так в Прибалтике во всём. Россию мы будем оскорблять на каждом шагу, потому что свобода слова. Но не дай бог Россия что-то скажет про нас: это кремлевская пропаганда и элемент «гибридной войны» против Балтии.
Россия должна перед всеми извиниться и покаяться за всё плохое, что она делала в своей истории. Но мы ни за что извиняться и ни в чём каяться не будем, потому что ничего плохого в своей истории не делали. Мы лишь невинные жертвы агрессии, которые освободились от оккупации и у которых теперь всё хорошо. А Россия — это вечный агрессор, и сейчас у нее всё плохо.
И вот это уже даже не смешно.