В начале 1990-х годов Украина в процессе развала СССР судорожно искала корни своей «подлинной» государственности. В качестве противовеса УССР, как правило, рассматривалась несостоявшаяся Украинская народная республика (УНР). А особенно рьяные идеологи «незалежности» взяли на вооружение историю Запорожской Сечи, где молочные реки омывали кисельные берега. И омывали бы дальше, если бы эту идиллию не разрушили подлые москали. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает, как казацкие байки вскружили головы украинцам.
Если и есть в «свидомой» украинской истории светлая страница, то это, несомненно, период Гетманщины. Все остальное вызывает только тоску и уныние. Галицко-Волынское княжество поделили между собой Польша и Великое княжество Литовское, УНР пала под напором коммунистов, а идеологи украинского национализма в 1940-е годы не сумели даже провозгласить свое бандеровское государство.
У Запорожской Сечи тоже был бесславный конец, но до этого она успела оставить весомый след в европейской истории. Поэтому неудивительно, что слово «казачество» во времена перестройки начало приобретать для украинцев сакральное значение. Гетманщина воспринималась как наиболее успешная попытка построить собственное независимое государство (на принципах свободы и равенства, разумеется).
Как грибы после дождя, с конца 80-х годов на Украине начали появляться казацкие общественные организации, которые активно поддерживали горбачевские реформы.
В 1991 году все они объединились в единую структуру под названием «Украинское казачество» («Українське козацтво»). А первым гетманом был избран никто иной, как лидер украинских национал-демократов Вячеслав Черновол.
Восстановление «генетической памяти» о славных казацких временах вылилось в масштабное празднование 500-летия основания Запорожской Сечи в августе 1990 года. Организатором мероприятий выступило общественное движение «Рух», которое к тому времени уже завело своих депутатов в Верховном Совете УССР. Несмотря на то, что в парламенте «руховцы» были ядром оппозиции, Компартия весьма благосклонно отнеслась к их намерению отметить юбилей казацкой державы.
Историк Георгий Касьянов в своей книге «Украина 1991–2007. Очерки новейшей истории» описывает весьма показательный эпизод: в «Радянской Украине» был опубликован скетч, изображающий рукопожатие казака и Карла Маркса.
«Рисунок сопровождался ссылкой на "Хронологические выписки" К. Маркса, где он называл Запорожскую Сечь "христианской казацкой республикой", и подписью, где основатель марксизма поздравлял казаков с пятисотлетием "вашей всенародной славы". В одной из статей, помещенных в органе ЦК КПУ "Правда Украины", говорилось о том, что украинские земли в XVI–XVII веках далеко обогнали в своем развитии "соседей", что уровень образованности здесь был чрезвычайно высок и что казацкая Украина уже в XVII веке могла похвалиться рыночной экономикой и фермерским хозяйством — классический набор мифологии "национализированной" истории», — пишет Касьянов.
Байка о продвинутой казацкой державе явно пришлась украинцам по душе.
Вряд ли кто-то ожидал, что празднование 500-летия Запорожской Сечи будет таким массовым. На мероприятия съехались люди со всей страны. На острове Хортица праздник достиг своего апогея: по некоторым данным, Большой ход по Запорожью собрал около полумиллиона человек.
Торжества не обошлись без пафосного символизма: в так называемую Могилу Памяти представители разных областей отсыпали привезенную с собой землю. Подключился и научный «десант», который читал лекции по истории Запорожской Сечи.
Тогда же впервые прозвучали призывы дать непредвзятую оценку деятельности гетмана Ивана Мазепы, который в советской историографии считался предателем дружбы русского и украинского народов.
Пройдет некоторое время, и с легкой руки украинских историков Мазепа переквалифицируется в «героя».
Весьма показательный эпизод празднования 500-летия Запорожской Сечи — призывы украинского депутата Яворивского немедленно вернуть из Москвы череп гетмана Ивана Сирко. В 1968 году этот череп доставили в столичную мастерскую академика Герасимова, который занимался реконструкцией портретов исторических личностей по их костным останкам. В Москве он и оставался.
Должно быть, участники мероприятий в Запорожье об этом даже не знали. А если и знали, то судьба черепа Ивана Сирко их особо не тревожила. До тех пор, пока депутат Яворивский не намекнул, что москали бесцеремонно грабят «неньку» и забирают у нее все самое ценное. Череп атамана — и тот отобрали!
Сегодня Сирко в «полной комплектации» покоится на кладбище близ украинского поселка Капуловка. Но украинцы после перезахоронения лучше жить не стали…
Впрочем, обогатить их должен был не Сирко, а другой выдающийся герой украинского казацкого эпоса — наказной гетман Павел Полуботок.
Тот самый, который якобы отдал на хранение в один из английских банков свои несметные сокровища перед заключением в Петропавловскую крепость в 1723 году.
Сумма и процентная ставка в разных источниках варьируются. Название банка, разумеется, тоже. Известно только то, что 80% золота Полуботок якобы завещал будущей независимой Украине. В 1990 году, как говорится, час пробил! Сразу после принятия декларации «Об экономической самостоятельности Украины» депутаты Верховного Совета решили поправить экономику страны весьма необычным способом — добиться возвращения «сокровищ Полуботка» со всеми процентами, которые накапали с 1723 года. Этот вопрос совершенно серьезно рассматривался по запросу все того же депутата Яворивского.
Слухи о несметных богатствах, на которые претендует Украина, просочились в прессу.
Люди подсчитывали, какие суммы причитаются каждому жителю республики. Порой они исчислялись сотнями тысяч фунтов стерлингов.
Через некоторое время над этой историей будут смеяться сами украинцы. Десять лет назад издание krirminal.tv опубликовало первоапрельскую статью-розыгрыш, в которой говорится о скором возвращении золота Полуботка.
«Кто захочет, сможет эту сумму опять положить на специальный, так называемый накопительный депозит Made in Polubotko с очень выгодными процентами. И поэтому благодаря золоту Полуботка создастся определенный финансовый прецедент: возникнет страна, в которой все граждане будут очень обеспеченными людьми. Такого даже Швейцарии не снилось», — «рассказывал» корреспонденту «представитель британского банка».
На золото Полуботка украинцы уже не надеются, но, судя по событиям пятилетней давности, вера в экономическое чудо никуда не делась…
Уже после распада СССР Украина продолжит попытки засвидетельствовать приверженность казацким традициям государственности. Одним из символом президентской власти станет булава, которая раньше была символом власти гетмана. А в тексте гимна появится строки: «…И покажем, что мы, братья, казацкого рода».
Не совсем понятно, какое отношение к «казацкому роду» имеют, например, галичане. Хотя их эта строчка не смущает. Оно и понятно: мнить себя потомками бравых казаков куда приятнее, чем потомками забитых селян под польским владычеством. Вот только захотели бы Богдан Хмельницкий, Иван Сирко и прочие выдающиеся предводители казаков отождествлять себя с украинским государством в его нынешнем убожестве?