Великое княжество Литовское — это одно из самых крупных государственных образований средневековой Европы, простиравшееся от Черного до Балтийского моря и объединявшее под своей крышей предков современных народов: литовцев, русских, украинцев, белорусов и поляков. О том, в чём заключался феномен Великого княжества Литовского, портал RuBaltic.Ru поговорил с известным российским специалистом в области Средневековья, доктором исторических наук, профессором Высшей школы экономики и главным научным сотрудником Института всеобщей истории РАН Игорем ДАНИЛЕВСКИМ:
— Игорь Николаевич, что собой представляет Великое княжество Литовское как государственное образование? Как можно его охарактеризовать?
— Во-первых, это одно из самых крупных образований на территории Восточной Европы, потому что в период расцвета это государство занимало территорию от Балтики до Черного моря и от Можайска до Карпат. Во-вторых, это полиэтническое и поликонфессиональное государство, которое было построено на принципах конфедерации. В-третьих, это государство, которое, несмотря на свою конфедеративность, невероятно устойчиво. И даже когда оно делится на какие-то части, то его правители очень быстро восстанавливают целостность страны. В-четвертых, это государство с потрясающей веротерпимостью, потому что там 9/10 населения — это русскоязычное православное население.
И границы между православными и католиками там не ощущаются вплоть до Брестской унии.
Хотя специалисты отмечают, что даже после Брестской унии определенное время там была более или менее приличная ситуация.
— До революции в российской историографии была популярна концепция, в рамках которой Великое княжество Литовское рассматривалось как «другая Русь». Вы разделяете эту концепцию?
— В принципе, да, потому что его полное название — Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское. И да, это Русь. Это государство, которое в значительной степени было продолжателем государственных традиций древнерусского государства, поскольку там складывались паритетные начала между элитой и правящими династиями. То есть это очень интересное государство с сильными традициями и богатой историей, которую мы, к сожалению, не знаем.
А ведь это история в том числе и нашего государства.
Когда говорят о нашей истории, то часто забывают, что наша история — это не только прошлое Северо-Восточной Руси, Новгорода и т. д., но также и история великой Монгольской империи, потому что значительная часть Монгольской империи — это территория современной России, и история Великого княжества Литовского, потому что туда входили современные российские территории. Ну, например, тот же Смоленск.
У нас до сих пор у студентов возникает легкий шок, когда они видят карту Великого княжества Литовского. В их сознании, да и в общественном, это всё еще современная Литва, а не Великое княжество Литовское. Мы, к сожалению, очень часто проецируем современные представления на прошлое. Это беда. Это надо как-то выправлять, постепенно, аккуратно объяснять.
— А с кем себя идентифицировало славянское русскоязычное население Великого княжества Литовского?
— Они идентифицировали себя с русскими. Собственно говоря, это русины, которые говорили на русском языке. Я недавно смотрел очень интересную работу, которая скоро должна выйти в печать в Болгарии. Там хорошо представлена эволюция языка — русского, русинского и т. д.
— Современная историография Великого княжества Литовского представляет собой яблоко раздора между литовскими, белорусскими, часто и российскими историками, которые пытаются присвоить наследие литовского средневекового государства. Вы согласны с такой формулировкой?
— В определенной степени — да. Понятно, что в Великое княжество Литовское входили территории современной Украины, Белоруссии, России, но эти споры беспочвенны. Это то же самое, если б я начал спорить со своим двоюродным братом, чьи это предки, мои или его, а это же общие предки.
— Вы сказали, что одной из особенностей Великого княжества Литовского является его устойчивость. Тогда почему оно было поглощено Речью Посполитой?
— Для начала надо отметить, что оно было поглощено Польшей не просто так и это был долговременный процесс. Первоначально были личные унии, потом государственные.
И союз этих объединений возник не случайно. Великому княжеству Литовскому и Польше приходилось сражаться на два фронта.
С одной стороны это была Орда, с другой стороны это были крестоносцы. И в итоге совместными усилиями они отбились как от крестоносцев, так и от татарского владычества.
А почему дальше этот процесс пошел? Прежде всего это связано с окатоличиванием этой территории после Брестской унии. С момента, когда начинает усиливаться влияние католицизма, вот эта православная основа, которая стала идеологической основой Великого княжества Московского, потом Московского царства и, соответственно, Российской империи, — она была утрачена. Конфессиональный вопрос в XVI–XVII в. играет колоссальную роль.
Этот фактор сыграл большую роль в контексте того, что Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой постепенно теряет свое влияние на русскоязычное население.
— А если немного пофантазировать, что было бы, если б Великое княжество Литовское не объединилось с Польшей и не пошло по пути окатоличивания?
— Вообще было три центра, которые могли претендовать на объединение русских земель: это Тверь, Москва и Литва. У нас, к сожалению, очень плохо изучалась Тверь, потому что за 100 лет вышло всего две монографии, посвященные ее истории. По Литве вообще долгое время ничего не выходило. Есть монография известного советского ученого В. Т. Пашуто, есть ряд монографий, освещающих историю пограничных земель, которые переходили то туда, то туда, а нормальной истории Великого княжества Литовского в России не написано.
Монография литовского историка Э. Гудавичюса на русском языке является единственным солидным обобщающим трудом по истории Великого княжества Литовского.
Во всяком случае, в российской историографии я подобных обобщающих трудов по истории Великого княжества Литовского не встречал. В связи с чем у нас имеется множество лакун. Например, у нас практически не изучены вопросы, которые касаются истории взаимоотношений между Великим княжеством Литовским и княжеством Тверским.