В истории Латвийской ССР особое место занимает военная авиация. Тридцать лет в Риге действовало Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса (РВВАИУ), которое готовило научные и инженерные кадры для ВВС СССР. Подготовке профессиональных военных инженеров уделялось особое внимание, ведь они составляли оборонную элиту страны. Среди выпускников РВВАИУ множество известных специалистов в области авиационного дела, которые обеспечили триумф российских Воздушно-космических войск в Сирии спустя четверть века после того, как их alma mater была уничтожена латышскими националистами.
Без командарма Якова Ивановича Алксниса, в честь которого было названо училище, история военно-воздушных сил РККА была бы неполной. Именно он в ноябре 1932 года внес предложение об учреждении Дня авиации для популяризации летного дела. Разработчики оборонной стратегии СССР тогда проявили дальновидность и сделали акцент на развитии военной и гражданской авиации, которой суждено было сыграть весьма важную роль в грядущей войне.
В 1930-е годы по всему СССР создавались летные курсы и школы. Одно из таких заведений — Высшее военно-морское авиационное училище — было создано в Ейске, небольшом городе на берегу Азовского моря. При нем в 1938 году были созданы курсы для сотрудников спецслужб, которые стали прототипом РВВАИУ.
В 1940 году Военно-морское авиационное училище специальных служб (так оно стало называться) переносится в карельский город Сортавала. Этот город, согласно Московскому договору, был передан в состав новообразованной Карело-Финской ССР после советско-финской войны. В этой республике по распоряжению руководителей военной отрасли начали возникать различные военные структуры, так что перенос училища в Карелию был обусловлен стратегическими причинами.
Когда нацисты напали на СССР, училище эвакуировалось в город Молотов (Пермь).
В годы Великой Отечественной войны учебное заведение, находясь в отдалении от линии фронта, получило второе дыхание. Туда были направлены ведущие специалисты — преподаватели летного дела, которые в 1942 году встали у истоков отдела связи, который после 1945 года получил статус Военно-морского авиационного училища связи (ВМАУС).
После окончания боевых действий училище было перенесено в Новоград-Волынский. Это решение отчасти связано с общей политически мотивированной тенденцией к индустриализации Украинской ССР. К тому же в Новограде-Волынском еще до войны было основано пехотное училище, которое стало базой для авиационного училища связи. Официально учебный процесс начался 1 ноября 1946 года, а 7 мая 1947 года стал особым днем для училища, которому было присвоено Красное знамя.
Училище возглавлял легендарный полковник Иван Филиппович Кошель, который лично руководил переездом всей инфраструктуры училища из Молотова в Новоград-Волынский. Первые офицеры-выпускники являлись специалистами по радиотехнике высшего класса, а в дальнейшем уже производился набор из числа старшин и мичманов, которые после прохождения курсов занимали офицерские должности в системе морской авиации.
Училище к концу 1940-х годов благодаря эффективному руководству считалось элитным. Офицеры с дипломом ВМАУС обслуживали радиосвязное оборудование самолетов морской авиации, а также курировали деятельность наземных радионавигационных станций.
Примечательно, что одно из отделений ВМАУС готовило специалистов-шифровальщиков для работы на кодировочных машинах наподобие нацистской «ЭНИГМЫ». Всего к 1949 году училище осуществляло выпуск по четырем специальностям (к 1953 году учебное заведение существенно расширило профильный диапазон — до десяти специальностей).
В мае 1952 года было принято историческое решение о передислокации училища в Ригу, поскольку столица Латвии была одним из признанных центров авиастроения еще в дореволюционной России.
Здесь производились первые авиадвигатели и испытывались первые летательные аппараты. К тому же в Риге располагался штаб Прибалтийского военного округа.
В Прибалтику в конце 1940-х — начале 1950-х переводились многие учебные заведения военно-промышленной и инженерно-технической ориентации. Это было во многом связано с наличием влиятельного антисоветского подполья, состоявшего из вооруженных «лесных братьев».
Милитаризация Латвийской ССР была направлена на создание весомого противовеса нелегальным военизированным формированиям.
В сентябре 1957 года училище из состава военно-морских учебных заведений было передано в состав учебных заведений Военно-воздушных сил советской армии и Военно-морского флота и переименовано в Военное авиационное радиотехническое училище (РВАРТУ). А в 1967 году оно было преобразовано в высшее военное училище: так родился замечательный бренд РВВАИУ, получивший имя Якова Ивановича Алксниса.
Подготовка инженерных кадров в РВВАИУ имени Алксниса проводилась на четырех факультетах: пилотируемых летательных аппаратов; авиационного оборудования; радиолокационного оборудования летательных аппаратов и факультета авиационного вооружения, появившегося с 1989 года.
Курсанты училища проводили прогрессивные исследования, связанные с усовершенствованием летательных аппаратов, а также добивались повышения уровня живучести и ремонтоспособности авиатехники.
Выпускники РВВАИУ были на вес золота, а высочайший статус училища подчеркивал тот факт, что оно официально шефствовало над 29 учебными заведениями, организуя для школьников кружки и клубы любителей военной авиации и авиационной радионавигации, откуда многие выпускники поступали в училище.
Учеба в РВВАИУ длилась пять лет и три месяца. Главные здания располагались в Межапарке на улице Эзермалас, а также учебные корпуса размещались в Старой Риге в Казармах Якоба.
У училища имени Алксниса была замечательная материально-техническая база. В частности, использовалась в учебных целях инфраструктура аэродрома в Скулте.
С особым трепетом курсанты и преподаватели относились к родному поселку Якова Ивановича Алксниса — городку Наукшены, который являлся финальной точкой ежегодного совместного пробега.
В течение нескольких десятилетий будущие работники фронтовой авиации ВВС СССР сохраняли особый дух творческого сотрудничества.
Создатели рижского высшего военного авиационного инженерного училища смогли совершить невозможное — в короткие сроки превратили среднее училище связи в высшее учебное заведение высочайшего класса, где подготавливались выдающиеся специалисты в ключевых авиационно-инженерных областях.
Среди выпускников РВВАИУ отметим полковника Виктора Имантовича Алксниса, политического деятеля, защитника прав русского населения Прибалтики; Николая Ивановича Матрунчика, руководителя Луцкого авиаремонтного завода «Мотор»; Виктора Павловича Пономарева, героя Советского Союза; Олега Александровича Терентьева, первого заместителя начальника 929-го Летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, курировавшего испытание и совершенствование военной авиатехники и внесшего колоссальный вклад в развитие ВВС России, и многих других.
Тысячи офицеров, выпускников РВВАИУ, продолжают служить России сегодня.
Многие из них осели в республиках бывшего СССР, кто-то перебрался на Запад. Среди обладателей диплома училища имени Алксниса много талантливых инженеров, военачальников, специалистов в области связи, испытателей авиационно-космической техники.
Изучая историю вуза, понимаешь, почему Россия к завершению второго десятилетия XXI века смогла возродить свою авиационно-инженерную инфраструктуру и создать такие мощные Воздушно-космические силы, прошедшие успешную проверку в реальных боевых условиях в Сирийской Арабской Республике.
РВВАИУ существовал бы и в наши дни, если бы не отделение Латвии от СССР и демонтаж всего военно-промышленного комплекса республики.
Процесс расформирования училища был запущен латышскими националистами, которыми управляли агенты влияния из стран — геополитических противников СССР.Уничтожение славного вуза растянулось надолго, однако к 1993 году многим было понятно, что легендарное РВВАИУ скоро прекратит свое существование.
Преподаватели с учеными степенями, став жертвами коррумпированных национал-бюрократов, потеряли работу. Россия в те годы также была ослаблена и не предприняла попыток по спасению выдающегося советского училища, без которого история авиационного дела была бы неполной.