Индустриализация на территории будущей Латвии началась со строительства в 1880-х годах в Либаве металлургического завода, который сегодня известен как «Лиепайский металлург». Завод сумел пережить обе мировые войны, революцию 1917 и 1991 годов и деиндустриализацию в межвоенной и постсоветской Латвии. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает историю знаменитого промышленного гиганта.
Летом 1940 года после провозглашения советской власти в Латвии был взят курс на социалистическую индустриализацию. Правительство новой советской республики заявило о намерении превратить аграрную страну, бывшую молочно-зерновым придатком западноевропейских торговых корпораций, в высокоразвитую промышленную республику. Планы были прерваны жестокой нацистской оккупацией. В послевоенный период власти вернулись к выполнению задачи. Необходимо было не только восстановить довоенный промышленно-производственный потенциал, но и осуществить масштабную техническую реконструкцию и значительное расширение индустриального комплекса.
В первую очередь успешному выполнению поставленных задач способствовало наличие большого числа квалифицированных кадров — инженеров, технологов, рабочих. Во вторую очередь успеху производственной модернизации способствовало то, что в годы Великой Отечественной войны не были разрушены крупные промышленные предприятия — они остались, пусть даже и пустовали. В целом сохранился и жилищный фонд республики. В большую часть национализированных доходных домов, построенных в первые пятнадцать лет XX века, удалось расселить рабочую силу.
Более 80% всех рабочих промышленных и транспортных отраслей Латвийской ССР приняли участие в социалистическом соревновании. В 1946 году на предприятиях Латвии число стахановцев достигло 30 тысяч человек, что было весьма значительным показателем.
Рабочие Латвийской ССР независимо от национальной принадлежности приступили к модернизации века, равной которой история Латвии еще не знала. И это при том, что в лесных бункерах еще долго окапывались местные нацисты — ветераны карательных операций, надзиратели концлагерей, коллаборационисты всех мастей и беглые солдаты дивизий ваффен СС.
После принятия плана четвертой пятилетки латвийские рабочие последовали призыву ленинградских товарищей выполнить ее в четыре года. А коллективы заводов ВЭФ и «Саркандаугава» решили справиться с пятилетним планом за три года и десять месяцев, что было одобрено ЦК КПЛ(б).
В первую очередь реконструкция затронула предприятия тяжелой промышленности, среди которых особенно выделялся завод «Сарканаис металургс» («Красный металлург»), расположенный в Лиепае. Год его основания — 1882. В этот период Либава (Лиепая) существовала в качестве мощной военно-морской базы Российской империи в ее западных пределах. Строили город более полутора десятилетий усилиями русских и иностранных инженеров под тщательным наблюдением государственных чиновников и лично императора Александра III. Тогда же проходила активная индустриализация Прибалтийского края.
Будущий «Сарканаис металургс» был основан немцем Вильгельмом Бекером, желавшим наладить в Либаве производство проволочного железа и поставлять продукцию во все регионы России. Затем он передал его сыну Адольфу Бекеру, купцу первой гильдии.
Тогда, на заре своего существования, основными производственными мощностями нового металлургического завода были 12 пудлинговых печей, которые в 1890 году были заменены двумя мартеновскими. Также существовали две железоделательные линии и 90 гвоздильных машин. Тем не менее продукция предприятия получала высокие награды. В 1896 году на всероссийской промышленной выставке завод был удостоен золотой медали.
Первая мировая война внесла свои суровые коррективы в процесс производства. Город, равно как и завод, оказался вблизи линии фронта и вскоре стал легкой добычей кайзеровских оккупантов. В условиях политического хаоса завод прекратил работу в ноябре 1918 года и бездействовал до середины 1920 года. Затем началось его восстановление.
В межвоенный период производственные показатели главного металлурга страны были довольно высокими, и основной причиной этого была ориентация предприятия на экспорт товаров в Советский Союз.
В 1920-е годы благодаря большим поставкам в СССР предприятие смогло сравнительно пережить затяжную экономическую депрессию. Впрочем, в 1932-м не без влияния латвийских властей контракт на поставки продукции не был продлен, что привело к серьезной нестабильности. Завод столкнулся с риском сокращения промышленного потенциала. Рабочие, часть которых исповедовала запрещенную в 1930-е годы коммунистическую идеологию, начали роптать.
Над предприятием из-за закрытия обширного советского рынка нависла угроза реального банкротства. Тогда правительство в 1933 году выкупило находившийся на мели «Лиепайский металлург» за один миллион латов, фактически национализировав его.
Лиепайские металлурги вступили в ряды защитников города во время нацистского нашествия. Тогда Лиепая стала одним из первых советских городов, подвергшихся массированной атаке гитлеровской армии.
Впрочем, часть оборудования была уничтожена нацистами, а часть вывезена в Германию. В 1945 году лиепайские инженеры и рабочие приступили к восстановлению предприятия в соответствии с генеральным планом.
14 ноября 1945 года мартеновский цех уже дал первую плавку. В конце года началось производство стального проката. Город и предприятие постепенно возвращались к мирной жизни.
Продолжение следует…