Подобно своим украинским соратникам, националисты из Беларуси активно занимаются созданием и распространением исторических мифов. Цель, которую они преследуют, — утверждение белорусской идентичности, которая основана на дистанцировании от России и русских. Аналитический портал RuBaltic.Ru рассмотрел краеугольные мифы белорусского национализма, которые отделяют историю Беларуси от Древней Руси, а белорусов — от русских и украинцев.
Полоцкое княжество — первое белорусское государство
Традиционно белорусские националисты ищут корни белорусской государственности в Великом княжестве Литовском. Действительно, это средневековое образование, просуществовавшее несколько столетий и включавшее в свой состав всю территорию современной Беларуси, весьма удобно в качестве отправной точки для национального мифа. Если бы не одно но.
Политическая и культурная традиции на территории Беларуси существовали и до Великого княжества Литовского, и восходят они к Древней Руси.
Однако Древняя Русь для белорусских националистов — понятие неудобное, поскольку отсылает к идеям общерусского единства, включающего не только русских в современном понимании, но также украинцев и белорусов. Поэтому древнерусский период в белорусском историческом нарративе всегда оставался как бы в тени.
Тем не менее адаптация этого исторического периода под нужды современного национального нарратива идет, и в основе этого лежит миф о Полоцком княжестве как первом белорусском государстве.
В этой связи ставится под сомнение сама принадлежность Полоцкого княжества к Древнерусскому государству. Подчеркивается насильственный характер подчинения Полоцка Киеву при князе Владимире, который убил местного правителя Рогволода и силой взял в жены его дочь Рогнеду. Рогнеда превращается в символ белорусского стремления к независимости и противостояния захватчикам.
Потомки Владимира и Рогнеды, осевшие в Полоцке, утратили право на наследование киевского престола, из чего также делается вывод о независимости Полоцка от Древней Руси. Правда, при этом забывается, что другая ветвь детей Владимира и Рогнеды, начиная с Ярослава Мудрого, продолжала княжить в масштабах всей Руси. Собственно, с ними и ассоциируется в первую очередь династия Рюриковичей.
В последнее время ставится под сомнение и крещение Полоцка по византийскому обряду при князе Владимире. Якобы на самом деле Полоцк был крещен варяжским миссионером Торвальдом.
Этим самым современные мифотворцы желают подчеркнуть не только политическую независимость, но и «европейский выбор» древнего Полоцка.
Понятно, что на самом деле миссия Торвальда не имела сколько-нибудь серьезных и долговременных исторических последствий.
История взятия Владимиром Полоцка не может интерпретироваться в современных национальных терминах. Очевидно, это была стычка двух конкурировавших варяжских кланов, боровшихся за контроль над землями на пути «из варяг в греки».
Изгойский статус полоцких князей, лишившихся права наследования киевского престола, не исключал Полоцк из политической, экономической и культурной систем древней Руси.
В церковном плане Полоцкое княжество входило в ту же Киевскую митрополию, что и остальная древняя Русь, здесь возводились храмы и монастыри в том же стиле, что в Киеве или Новгороде, использовался древнерусский язык и укоренялся этноним «русские».
Кроме того, нельзя забывать, что на территории Беларуси, помимо Полоцкого, существовали и другие древнерусские княжества, например, Туровское, находившееся в непосредственной вассальной зависимости от Киева. Видимо, именно поэтому о нем особо не любят вспоминать.
Белорусы — это кривичи
Этот миф тесно связан с мифом о Полоцком княжестве, основным населением которого было славянское племя кривичей.
В начале ХХ века ряд деятелей белорусского движения попытался сконструировать миф о том, что кривичи — это не просто одно из славянских племен, растворившихся в древнерусской народности, но особый этнос, прямыми потомками которого являются белорусы.
Более того, некоторые деятели настаивали на необходимости вернуть белорусам их «исконное» имя — кривичи. Наиболее активным популяризатором кривичского мифа был Вацлав Ластовский, один из «отцов-основателей» Белорусской народной республики и главных национальных мифотворцев.
Ластовский издал Расійска-крыўскі слоўнік и утверждал, что только под именем «кривичи» белорусы обретут подлинное национальное лицо и перестанут восприниматься как этнографическая группа русских.
Кривичский миф, однако, так и не получил широкого распространения. Какое-то время он продержался среди части белорусской националистической эмиграции, постепенно сойдя на нет.
В заключение следует отметить, что ареал расселения кривичей не совпадал с территорией Беларуси, включая, помимо полоцких земель, также территории Псковщины и Смоленщины. Так что кривичи поучаствовали в этногенезе не только белорусов, но и русских.
Во второй части статьи RuBaltic.Ru разберет националистические мифы о том, что белорусы — не славяне, а Беларусь — это Литва
Продолжение следует…