Невротическая реакция современной Литвы на строительство Белорусской АЭС объясняется, в первую очередь, черной завистью. Советский Союз построил Литве самую мощную на тот момент атомную станцию в мире — Игналинскую АЭС, вокруг которой вырос город ядерщиков Снечкус, переименованный затем в Висагинас. Сегодня Висагинас — умирающий город, потому что Игналинская АЭС была закрыта властями «независимой» Литвы по настоянию Евросоюза. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает, как строили советский город будущего и единственную в Прибалтике атомную электростанцию.
Строительство Игналинской атомной электростанции началось в 1975 году, в период золотого века Литовской ССР. Вокруг мощного энергетического объекта тотчас начал возводиться современный город, который должен был стать передовым. Строили его с нуля.
Впрочем, изначально советские власти планировали возвести новую атомную электростанцию последнего поколения в Белорусской ССР на берегу озера Дрисвяты.
Однако инженеры, проводившие исследование качества грунта, пришли к выводу, что почвы в этой местности неустойчивы, в результате чего было избрано другое место строительства.
До заложения основ Игналинской АЭС здесь были леса, поля, небольшие деревушки, расположенные частично на болотистой почве.
Окончательное решение «О строительстве на территории Литовской ССР Игналинской атомной станции (ИАЭС) полной мощностью 3 000 МВт» было принято постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 сентября 1971 года. Сразу после этого десятки экскаваторов и бульдозеров принялись освобождать от сухостоя и густых кустарников территорию для масштабной жилой застройки. Были присланы большегрузные самосвалы, которые вывозили огромное количество болотной грязи и засыпали площадь песком и грунтом.
Комплексы многоквартирных многоэтажных домов для работников станции, обеспеченных всем необходимым, возникли во второй половине 1970-х годов. Их строили для молодых инженеров — русских, белорусов, украинцев, литовцев.
Большинство работников Игналины были выходцами из советских республик с преобладающим славянским населением. Обслуживать станцию должны были профессионалы самого высокого уровня.
Авторами архитектурных проектов спальных районов были ленинградские проектировщики. Существенный вклад в создание жилищной инфраструктуры города вокруг АЭС внес Борис Николаевич Локтев. Над проектами районов работал Юрий Вуйда. Общественные учреждения — сады, школы и лечебницы — строились в соответствии с особенностями городской планировки.
Город был назван в честь бессменного первого секретаря Компартии Литвы Антанаса Снечкуса, благодаря управленческим талантам которого создание Игналинской АЭС стало возможным.
Сам рабочий проект города был выполнен отделом ленинградского Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-изыскательского института энерготехники Министерства среднего машиностроения (ВНИИПИЭТ).
Можно смело утверждать, что такая грандиозная стройка века была возможна только в условиях советского строя.
За короткий период в городе было построено 248 жилых домов. Первые дома были сданы в эксплуатацию в первом квартале 1977 года, и одновременно с этим открылась первая общеобразовательная школа на 1 284 ученика.
Архитекторы, создававшие проекты, должны были получить Госпремию СССР, однако в связи с отделением Литвы от СССР они ее так и не получили.
ИАЭС строили специалисты из самых разных областей Советского Союза. На Игналинской станции были установлены водографитовые атомные реакторы РБМК-1500 канального типа на тепловых нейтронах (на тот момент самый сильный в мире энергореактор).
Тепловая мощность одного блока Игналинской АЭС достигала 4 800 МВт, а электрическая мощность — 1 500 МВт. Игналинская АЭС обладала одноконтурной тепловой схемой. Насыщенный водяной пар с давлением 6,5 Мпа подавался на турбины. Он образовывался в самом реакторе при кипении легкой воды, проходящей через него и циркулирующей по замкнутому контуру.
В каждом энергоблоке были предусмотрены помещения, в которых располагались системы транспортировки ядерного горючего, снабженные пультами управления.
В городе была выстроена бесперебойно действовавшая инфраструктура, обеспечивавшая работой тысячи жителей города Снечкус. В это время велось строительство ИАЭС, первый энергоблок которой был сдан в эксплуатацию 31 декабря 1983 года. Новогодний подарок для советской Литвы удался.
Второй блок был сдан в эксплуатацию летом 1986 года. В этот период Игналинская атомная электростанция стала самой мощной в мире.
За все время работы ИАЭС она выработала 307,9 млрд кВт⋅ч электроэнергии. Изначально планировалось строительство четырех энергоблоков, однако из-за Чернобыльской аварии и по причине ухудшения экономического положения СССР от продолжения строительства решено было отказаться.
Несмотря на то, что к 1989 году третий энергоблок был готов на 60%, работы по его воздвижению были окончательно приостановлены. А вскоре грянула революция.
Первым директором строившейся ИАЭС был Константин Игнатьевич Захаров, уроженец Черемихово Иркутской области. В 1997 году он получил звание почетного гражданина Висагинаса, равно как и его преемник Виктор Николаевич Шевалдин.
В 1990-е годы темпы работы атомной электростанции замедлились, а сам город, переименованный в Висагинас, пострадал от общего затяжного экономического кризиса, вызванного постсоветской бесхозяйственностью и курсом на деиндустриализацию экономики Прибалтики.
В конце 1990-х годов Литва взяла на вооружение стратегию на интеграцию в Европейская союз и обязалась прекратить работу Игналинской АЭС. Категорически против выступал политик Альгирдас Бразаускас. Однако в 2003 году первый энергоблок, выработавший с 1984 года 137 миллиардов кВт⋅ч, прекратил выработку энергии, что нанесло сокрушительный удар по экономике города и страны.
Второй энергоблок работал до 2009 года и прекратил выработку энергии ровно в 00:00 31 декабря 2009 года.
Таков был новогодний подарок для Литвы со стороны собственных властей и европейских лоббистов в Брюсселе, которые привыкли разбираться с нежелательными конкурентами руками активистов на местах.
Современная Литва больше не является экспортером электроэнергии. Альгирдас Бразаускас написал в книге «Игналинской АЭС — 25 лет»: «Электростанция, ее строители и квалифицированный эксплуатационный персонал сделали много для процветания экономики Литвы. Трудно переоценить этот вклад в течение всех 25 лет».
Население города сегодня — всего лишь 18,5 тысячи человек, в то время как к началу 1980-х годов, когда город достиг своего максимального экономического могущества, его население составляло 32 тысячи человек.
Дети и внуки инженеров высшего класса сегодня вынуждены выезжать из родного города в поисках лучшей доли за границей.
Приходит в упадок мощная инфраструктура. Передовые специалисты в области атомной энергетики, которых в 1970-е годы направляли в Прибалтику на стройку века, с горечью рассказывают о минувшей славе главного энергопроизводителя Литвы.