Нобелевскую премию по литературе получила горячая поклонница майдана, рассказывающая, что русские всегда уничтожали белорусов.
Беларусь ликует — Нобелевская премия по литературе досталась Светлане Алексиевич. Таким образом Алексиевич одновременно стала первым нобелевским лауреатом-гражданкой Беларуси и первым за долгое время автором, пишущем на русском языке, кто получил эту престижную награду. Белорусские власти, включая президента, поздравили Алексиевич и отнеслись к событию весьма благосклонно, несмотря на то, что лауреат является последовательным критиком режима Александра Лукашенко вплоть до того, что называет современную Беларусь смесью мафиозного и советского государства. Поздравления отправили и президент Украины (Алексиевич родилась в Украинской ССР), и министр культуры РФ. Последнее особенно показательно, учитывая политические позиции автора — если для нее и существует зло, достойное официального Минска, то это официальный Кремль.
Это говорит о том, что как Минск, так и Москва спокойно относятся к критике в свой адрес и понимают, что когда прозу на русском языке признают лучшей в мире — это в любом случае позитивное достижение и благо для русской культуры в широком смысле слова.
Вместе с тем, оставив литературные качества профессиональным критикам, невозможно игнорировать очевидный политический фон, сложившийся вокруг присуждения премии. Среди интеллектуалов на европейском континенте Светлану Алексиевич можно смело ставить в ряд профессиональных изобличителей России вроде французского философа Андре Глюксманна. Если брать следы в прессе и сравнивать тон в отношении РФ, ближайшая российская ассоциация — Валерия Ильинична Новодворская. Что ни статья и интервью — она борется с «путинской диктатурой», хуже которой только родная «тоталитарная» Беларусь, сравнивает Россию с Северной Кореей, выступает против присоединения Крыма, восхищается обоими майданами (успехам которых Россия, по ее мнению, должна завидовать). Нелишним здесь будет напомнить, что судьбой литературной «нобелевки» распоряжается Шведская академия, состоящая из 18 пожизненных членов, которые необязательно должны быть литераторами и лингвистами, а могут быть, к примеру, историками, юристами и прочими гуманитариями. Имена всех номинантов при этом держатся в тайне в течение 50 лет, известно лишь их количество — в этом году набралось 198 человек, из них только 36 были номинированы впервые.
Разумеется, соблазн свалить любую неловкую ситуацию на большую политику присутствует всегда, равно как и назвать любую премию «политической», однако на сей раз первыми кинулись политизировать персону Алексиевич горячие поклонники, а не недоброжелатели.
Ей уже прочат славу Солженицына и Пастернака XXI века, популярный журналист Олег Кашин готов водрузить на ее голову венец нового морального авторитета оппозиции и лидера альтернативного «русского мира», отличного от того, каким его видят большинство россиян (если верить рейтингам президента и опросам общественного мнения по украинским событиям).
Западная пресса, в целом поддержавшая точку зрения шведских академиков, также подмечает любопытные нюансы. Произведения Алексиевич не относятся к художественным, она работает как общественный деятель и журналист-документалист. Журнал правозащитной организации Human Rights Watch называет ее расследовательным журналистом, а не писателем, и празднует победу именно в этом качестве. Необычность логики шведов признает и Wall Street Journal — Нобелевская премия по литературе редко оказывалась в руках журналистов. Издание приводит примеры Бертрана Рассела и Уинстона Черчилля, которые в начале 1950-х получили премию не за художественные произведения, а за историко-философский трактат о брачных отношениях и многотомник по истории Второй мировой войны соответственно. Неожиданным и необычным называет выбор Алексиевич BBC, ссылаясь на ее журналистскую деятельность, попутно вспоминая, что лауреат известна куда меньше своих конкурентов Филипа Рота, Джойс Кэрол Оутс и Харуки Мураками. «Когда мир сильно обозлен на Россию, ждите, что кто-нибудь оттуда получит Нобелевскую премию», — доходчиво объясняют на страницах Guardian. Подмечают, что награждение критика «российского режима» трудно не считать упреком Кремлю, добавляя, что «воистину, это лучший вид упреков». Идею поддерживает обозреватель Bloomberg Леонид Бердишский — награждение одного из «наиболее чистых и яростных критиков Путина» служит посланием Кремлю.
«Все, что можно сказать по поводу премии Светланы Алексиевич, — это "Слава Украине!"».
Необходим был хоть какой-то повод, чтобы уесть Россию, ради чего российские писатели, даже схожих политических взглядов, были так или иначе обойдены, — прокомментировал событие порталу RuBaltic.Ru писатель и публицист Захар ПРИЛЕПИН. — Премия Евтушенко или Улицкой имела бы больше оснований с сугубо литературной точки зрения, но это было бы награждение России. Поэтому наградили Беларусь, но за тексты человека, который настроен сугубо негативистски по отношению к России и, собственно, перемещается из страны в страну и рассказывает про ужасную кровавую милитаристкую чудовищную Россию, которая все убивает с утра до вечера и только этим и занимается. И что в России чудовищно живут люди, будто в концлагере, последние 100 лет, а, может, и тысячу. Так что это политический акт, весьма смехотворный. Могли бы в свое время дать Астафьеву — он тоже был горячим антисоветчиком, но хотя бы писателем прекрасным. Не говорю уже о Валентине Распутине и Андрее Битове. Это авторы, безусловно, заслуживающие Нобелевской премии. Или взять современников, таких как Александр Терехов, писатель мирового уровня. Но выбрали персонажа, совершенно четко маркированного против России — такая вот шутка. Мы просто должны отдавать себе отчет, как к нам в мире относятся, в том числе разнообразные экспертные сообщества, которые сделают все что угодно, даже себе во вред, лишь бы указать России ее место».
Россия в текстах Алексиевич предстает как тотальный агрессор, абсолютно во всех ипостасях, причем не только в отношении Украины или Грузии. Россия в том числе виновата в том, что нынешний лауреат вынуждена писать по-русски вместо белорусского. «Все книги, которые я написала — это мировоззрение — невозможно было бы сделать в рамках белорусской культуры. У нас говорят, что белорусский взгляд не выше осиного гнезда. Мы — маленькая нация, которую всегда русские уничтожали…», — уверена Алексиевич. Поэтому и передовых европейских украинцев надо скорее спасать от «российского Средневековья».
Как и многие на ее месте, Алексиевич часто делает оговорку, что борется против Кремля, зато любит русскую культуру и вообще Россию. В этом прослеживается разница с большинством западных единомышленников. На Западе в основном проводится четкое разграничение: есть «клика чекистов и олигархов, узурпировавшая власть», и есть великолепный и замечательный русский народ. Алексиевич же выступает не против конкретного Путина, но и каждого — ведь Путин сидит в каждом русском. Россия — коллективный Путин, страна с извечно несвободными (даже в 90-е!) людьми, униженными и оболваненными. А очищение? Только через майдан!