Из шестнадцати чемпионов мира по шахматам среди мужчин девять — выходцы из СССР и России. Семь из семнадцати чемпионок мира — представительницы Советского Союза и РФ. Вписали свои имена в летопись мировых шахматных побед и спортсмены из Латвии.
Арон Нимцович
Первым из выдающихся шахматных теоретиков и практиков, связанных с Прибалтикой, был Арон Исаевич Нимцович, родившийся в 1886 году в Риге в семье лесоторговца. Его детство было традиционным для многих еврейских детей из семей верующих иудаистов. Мальчика обучали священным текстам, в первую очередь Талмуду.
Впоследствии Арон отмечал, что необходимость разбираться в хитросплетениях религиозных сводов правил развило в нем комбинационные способности. К тому же отец Арона отлично играл в шахматы и одерживал победы на любительских состязаниях. Постепенно подросток втянулся в шахматный мир и посвятил себя теоретическим разработкам.
В Берлинском университете студент Арон Нимцович принял участие в местном турнире, но потерпел поражение. Неудача мотивировала его детальнее изучить шахматную стратегию, в особенности тонкости позиционного стиля.
Первая значимая победа Нимцовича была достигнута в 1906 году в Мюнхене. В ходе партии он применил свои стратегические новшества и опередил на два очка ведущего шахматиста мира Рудольфа Шпильмана из Австро-Венгрии.
В течение следующих семнадцати лет Нимцович разрабатывал собственный подход к шахматной игре. Результатом его комбинационных изысканий стала знаменитая «защита Нимцовича», с которой знаком любой начинающий игрок в шахматы. Это полузакрытый дебют, приводящий к позиционному преимуществу черных. Впоследствии у защиты появилось много вариантов, разработанных в основном советскими и немецкими теоретиками.
В 1925 году шахматист опубликовал две книги: «Моя система» и «Шахматная блокада», ставшие настоящим прорывом в теории шахматных дебютов. В 1926 году Арон Нимцович первенствовал на международных турнирах в Дрездене и Ганновере.
В те годы о Нимцовиче так отзывался второй чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер: «Нимцович — смелый пионер, уверенно пролагающий в дебрях шахматных возможностей новые оригинальные пути».
Вскоре Нимцович одержал, пожалуй, ключевую свою победу — в 1929 году состоялся 4-й международный турнир в Карлсбаде, где принимали участие все ведущие шахматисты того периода. Триумфальные достижения Нимцовича были отмечены всеми обозревателями как беспрецедентная эволюция в области мировой шахматной мысли.
Владимир Петров
Колоссальных результатов на международной шахматной арене достиг рижанин Владимир Михайлович Петров. Его родители были небогатыми ремесленниками, и в шахматы в семье играть было не принято.
В Рижской русской средней школе в межвоенной Латвии существовал шахматный кружок, куда Петров заглянул из интереса. Будучи увлеченным игрой, он стал активистом шахматного сообщества.
Уже в 1923 году, в возрасте пятнадцати лет Петров стал членом Рижского шахматного общества. Вскоре его имя знал весь шахматный мир Латвии.
Этой игре Петров, студент юридического факультета Латвийского университета, посвятил все свободное время. Шахматы стали главной страстью в жизни юноши. Постигать тонкости права ему было некогда — диплом о высшем образовании Петров получил только в 1940 году.
В это время Прибалтийские республики переживали моду на увлечение интеллектуальными видами спорта, а на европейском небосклоне загорались звезды шахматных гроссмейстеров из Латвии и Эстонии.
Владимир Петров благодаря нестандартности позиционной игры, остроте и напористости стал одним из ведущих шахматистов Латвии.
В 1926 году на городском чемпионате Риги он завоевал первое место. В 1930 году на 3-м конгрессе Латвийского шахматного союза оставил позади всех противников.
Несколько раз (в 1934, 1935, 1937 годах) Петров побеждал на чемпионатах в Латвии и на статусном региональном турнире в Хельсинки (1936). Но на международном уровне имя рижского шахматиста было малоизвестно.
15 июня 1937 года один из турниров мирового масштаба прошел в Латвии, на живописном морском курорте Кемери. На Рижском взморье гостили сильнейшие шахматисты мира: американец Самуэль Герман Решевский, гроссмейстер Соломон Флор, выступавший за Чехословакию, и четвертый чемпион мира Александр Алехин, игравший за Францию.
Никто из участников и зрителей и подумать не мог, что победа достанется скромному рижанину Петрову.
Более того, в первом же раунде Петров проиграл опытному Решевскому, а во втором свел игру вничью с Савелием Тартаковером. В третьем Владимир также сыграл вничью с соотечественником Карлисом Озолсом. А вот уже в четвертом им был обыгран Штальберг, в пятом — финн Эро Бек, а в шестом — Рельштаб, представлявший Третий рейх. В седьмом раунде была ничья с эстонцем Кересом. С Алехиным, считавшимся фаворитом соревнования, Петров встретился в тринадцатом раунде. После новоиндийской защиты в напряженном матче была зафиксирована ничья, к великому удивлению многих. В общем зачете Владимир Петров разделил места с первого по третье с Решевским и Флором. Только после этого турнира Петров стал гроссмейстером.
В английском Маргете в 1938 году Алехин все же потерпел поражение от Владимира Петрова; правда, это не помешало Алехину стать победителем турнира.
После вхождения Латвии в состав СССР Владимир Петров получил советское гражданство и участвовал в чемпионатах Советского Союза.
О самом выдающемся шахматисте из Латвии — Михаиле Тале — читайте в статье Простой учитель русского языка в Риге стал чемпионом мира: шахматный гений Михаил Таль