Современному искусству Беларуси свойственны эксперименты и поиск новых форм выражения, но при этом оно развивается в контексте собственной культуры. О сочетании новаций и традиций в белорусском современном искусстве, а также о роли телевидения в его популяризации аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказала первый проректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Наталья КАРЧЕВСКАЯ:
— Наталья Владимировна, Вы руководили факультетом традиционной белорусской культуры и современного искусства. И это очень интересно, потому что слова «традиционный» и «современный» противоположны по значению. А как на самом деле уживаются вместе традиции и новые веяния в искусстве?
— В структуре нашего университета, я считаю, они сочетаются очень удачно. Для того чтобы возникла некая новация, она обязательно должна опираться на традицию. Да, новация в чём-то отрицает традицию, но при этом не может без нее существовать.
У нас в университете есть специальности, которые опираются исключительно на традиции белорусской культуры. Впоследствии студенты какие-то вещи переосмысливают и смотрят на них по-новому. Так, например, происходит на кафедре народного декоративно-прикладного искусства. Они опираются на традиционные для Беларуси техники, но образы трактуются совершенно по-новому, не так, как это было свойственно нашим предкам двести или триста лет назад.
Наталья Карчевская / Фото: mk.by
Поэтому я считаю, что всё возможно и не должно быть резкого противопоставления между традиционной культурой и современным искусством.
— А на факультете чего больше, традиционного или современного?
— Я думаю, у нас паритет соблюдается, потому что у нас есть кафедра этнологии и фольклора. Они, конечно, занимаются аутентичными формами фольклора. А, например, на той же кафедре хореографии есть четыре направления: народный танец, эстрадный танец, бальный танец и современный танец. И народники, конечно, изучают белорусский хореографический фольклор, но уже к старшим курсам они переосмысливают это и интерпретируют иначе, с современных позиций.
Точно так же происходит на кафедре декоративно-прикладного искусства, на кафедре режиссуры обрядов и праздников. Поэтому основа традиционная у нас должна быть.
— С одной стороны, современное искусство — явление глобальное, а с другой — оно так или иначе способствует формированию имиджа страны. Как Вы считаете, современное искусство Беларуси влияет на национальную идентичность? И есть ли у государства понимание, что нужно современное искусство поддерживать?
— Конечно. Наше государство занимается тем, что поддерживает новые, авангардные формы творчества у молодых. И естественно, мы считаем культуру одним из приоритетных направлений.
Это имиджевые вещи, которые очень важны для развития любого государства. Нам важно, чтобы нашу культуру, наш народ идентифицировали каким-то образом, и это невозможно сделать никаким другим способом, кроме искусства и культуры.
Да, есть общечеловеческие вещи, как в любой культуре и в любом искусстве. Но что-то, что отличает нас как народ, несомненно, присутствует, и мы это развиваем.
— Как Беларусь презентует свое искусство в других странах? Какие направления искусства вызывают наибольший интерес у зарубежных зрителей?
— Беларусь презентует свое искусство по тем же схемам, по каким презентуют и другие страны, ничего нового и особенного мы не открыли в этом пути. Через гастрольные поездки, через дни культуры Беларуси, через организацию каких-то выставок, через участие в фестивалях.
Наибольший интерес, с одной стороны, вызывают выступления наших фольклорных коллективов, потому что всем интересны особенности регионального фольклора белорусов. Интересно ознакомиться не с какими-то глобалистическими вещами, а с тем, что сохранил народ. С другой стороны, достаточно большой интерес вызывают и современные постановки наших авторов. Прежде всего это касается изобразительного искусства и хореографического искусства. У нас есть определенные достижения в этой сфере.
Поэтому тут тоже соблюдается паритет. В мире интересуются одновременно и нашей традиционной культурой, и современным искусством Беларуси.
— Как воспринимают современное белорусское искусство в соседних странах: России, Украине, Литве и Польше?
— По результатам гастрольных поездок мне известно, что в России большой интерес вызывают наши театры и концертные коллективы. Довольно много ездят наши театры в страны Балтии, например в Литву, в Латвию. И, как ни странно, они показывают гастрольные спектакли по произведениям, например, русских классиков или белорусских и это воспринимается с большим интересом.
Я знаю, что, например, тот же Белорусский государственный молодежный театр в течение года раза четыре выезжает за пределы республики — в Литву и Латвию — и там с непременными аншлагами они играют свои спектакли. Спектакли вызывают интерес и в Польше.
Конечно, балетное искусство вызывает огромный интерес. Например, наш балет на 35 дней уехал в Мексику и будет там представлять хореографическое искусство Беларуси. Поэтому мы и думаем, что мы интересны нашим соседям, как и они нам.
— Основное направление Вашей деятельности — это хореографическое искусство. Какие изменения произошли в последнее время в этой области?
— Прежде всего, изменения касаются совершенствования системы профессионального образования в сфере хореографического искусства, потому что еще тридцать лет назад спектр жанров и форм, которые изучались в рамках высших учебных заведений, был несколько ограничен. Сейчас мы активно развиваемся. Например, у нас открыто направление специальности «современный танец», чего раньше не было. Вот в этом году будет уже первый выпуск специалистов с высшим образованием по направлению этой специальности.
Поэтому появилось большое количество коллективов, которые соотносятся с понятием contemporary dance, и это во многом связано с деятельностью фестиваля современной хореографии IFMC, который регулярно проходит в Витебске.
Это один из ведущих фестивалей на территории всего постсоветского пространства и на территории Европы, хотя туда приезжают многие представители и из Израиля, и из более далеких стран. Витебский фестиваль — это форпост развития современного хореографического искусства в наших странах.
Поэтому если раньше мы были учениками в освоении темы современной хореографии, то сейчас можно говорить о том, что белорусское хореографическое искусство не просто хороший ученик, но уже в каких-то моментах превосходит своих учителей. Мы уже не просто бездумно копируем западные коллективы, мы пытаемся найти свой путь, и нам есть что сказать, просто другим языком.
— Способствуют ли СМИ популяризации искусства? Например, если говорить о хореографии, то какое влияние оказывают такие шоу, как «Танцы»?
— Безусловно, способствуют, и мы этот вопрос изучаем не только на практическом уровне, но и на теоретическом. Недавно защитилась моя аспирантка, которая готовила диссертацию, и ее диссертация посвящена особенностям хореографического искусства в телевизионной культуре, в экранной культуре, и этот вопрос очень важный. Такие проекты, как «Танцы», «Танцую», украинские проекты «Танцуют все» и многочисленные иностранные проекты способствуют в первую очередь популяризации хореографического искусства.
Широкий зритель знакомится с жанровым многообразием хореографического искусства, открываются новые имена. И если в простой зрительный зал может прийти максимум одна или две тысячи человек, то аудитория СМИ способствует тому, чтобы танец вошел в любой дом и любой человек смог с этим познакомиться.
С другой стороны, есть и негативные моменты, поскольку иногда у зрителей создается впечатление, что любой человек, не обладающий профессиональной подготовкой, может танцевать. Конечно, танцевать может каждый, но вопрос в том, на каком художественном уровне. Поэтому иногда подобные «Танцам» проекты показывают очень высокие художественные результаты, но иногда немного уводят зрителей в сторону, и тогда складывается слишком популистское отношение к хореографии.
В этом плане интересен опыт проекта «Большой балет», который был представлен на канале «Культура». Там совершенно другой подход, там участвуют в проекте исключительно высокопрофессиональные танцовщики, и они представляют высокое искусство. Проекты типа «Танцы», конечно, ближе к массовому зрителю. Что тоже хорошо, но есть какие-то нюансы, и их нужно учитывать.