×
История История

Учитель истории: сохранение памяти о войне и Победе нужно начинать с семьи

Источник изображения: alphacoders.com

В преддверии Дня Победы портал RuBaltic.Ru провел первый Международный фотоконкурс «Страницы памяти». Жюри конкурса получило фотоработы и рассказы «потомков Победы» из России и зарубежных стран. Редакция портала RuBaltic.Ru поздравляет победителей конкурса и благодарит за энтузиазм всех участников фотоконкурса; лучшие работы будут представлены в отдельном материале. С победителем же фотоконкурса, учителем истории из Саратовской области Натальей КИСИНОЙ, портал RuBaltic.Ru поговорил о сохранении памяти о подвиге советского солдата и важности качественного преподавания отечественной истории:

— Наталья Анатольевна, Вы уже не в первый раз принимаете участие в подобных конкурсах. Скажите, почему приняли участие в фотоконкурсе «Страницы памяти»? Отличается ли конкурс RuBaltic.Ru от других?

— Мне было очень интересно и важно поучаствовать в конкурсе, связанном именно с Великой Отечественной войной, потому что у меня к этому особое отношение, буквально на генном уровне: мои оба родителя пережили трагические события, и я родилась уже после войны. Мне было приятно, что портал RuBaltic.Ru уделил этому памятному событию особое внимание, а номинации и темы фотоконкурса оказались интересными и достойными, чтобы принять участие в таком международном проекте.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашей фотоработе читателям RuBaltic.Ru. Почему Вы выбрали именно эту фотографию в качестве конкурсной?

Фотография, занявшая первое место в Международном конкурсе «Страницы памяти»
Фотография, занявшая первое место в Международном конкурсе «Страницы памяти»

— Фотография девочки в форме — одна из моих четырех работ, представленных вниманию жюри. 

Это фотография была сделана абсолютно случайно: во время прошлогодней акции «Бессмертный полк» этот ребенок стоял настолько завороженный тем, что происходит вокруг!

При взгляде на девочку создавалось впечатление, что ребенок буквально чувствует свою причастность к происходящему! А ведь девочка совсем маленькая, ей тогда и 4 лет не было. Но именно ее поза, ее выражение лица, осознанность в глазах приковали меня. Так получился этот кадр. И в нём каждый увидит что-то свое...

— У Вас в городе «Бессмертный полк» проходит каждый год?

— Наши Тарханы находятся совсем недалеко от Саратова. Мы не считаем себя отдаленным от цивилизации поселком, но акция в таком масштабе проходила у нас тогда впервые: было очень много жителей Тархан, очень много детей. Для нашей станицы акция оказалась очень знаковой. Естественно, дети, наиболее чутко улавливающие настроение вокруг, переживали происходящее по-особенному, по-своему.

— Главным призом для победителя конкурса «Страницы памяти» организаторы выбрали поездку на Международный форум Победителей «Великая Победа, добытая единством: мужество фронта — стойкость тыла», который проводили в этом году в Астане. Поделитесь, как прошло мероприятие?

— Всё прошло очень четко и организованно. Я в восторге! Спасибо большое организаторам Форума, принимающей стороне и, конечно же, Нурсултану Абишевичу! Какие в Казахстане люди приятные! А Астана — просто сказочный город! 

И, конечно, сердечное спасибо редакции RuBaltic.Ru за возможность посетить такое грандиозное мероприятие.

— На Форуме обсуждались различные темы. Был затронут и вопрос сохранения достоверной истории, который в последнее время приобрел острые, актуальные черты в современном мире, к сожалению, став инструментом политической борьбы. Как преподаватель истории, скажите, можно ли решить вопрос на местах? Посредством каких каналов?

— История никогда не будет достоверной, и никогда она не была достоверной. Одно дело — это локальная, семейная история. Но большая история всегда будет действовать в угоду чему-то. А чтобы сохранить человеческую память, нужны большие усилия всего общества. Не то что я — величайшие умы не в силах сохранить достоверной историю.

Наталья КисинаНаталья Кисина

— Как, по Вашему мнению, можно вовлечь молодежь в работу по сохранению памяти не только Великой Отечественной войны, но и своей страны?

— Здесь я вижу два пути. 

Это история семьи, ведь всё начинается с семьи, абсолютно всё.

Сейчас воспитание в семьях принципиально другое, поэтому историю своего рода зачастую вовсе не знают, не помнят. 

И второй путь, как говорят историки, краеведы, — это локальная история.

А это воспитание и обучение в школах, но, к сожалению, они сейчас заточены под другое. У нас сейчас нет государственной политики, касающейся сохранения и популяризации своей, отечественной истории, и я это говорю как педагог.

Даже 25 лет назад, когда Советский Союз заканчивался, государство выделяло деньги на различные образовательные мероприятия для детей, например фольклор или этнографию. Ведь это так важно, чтобы дети могли представить свои проекты и достижения в родном крае, поделиться опытом и просто пообщаться со сверстниками из других уголков региона. Но на данный момент этого ничего нет, к сожалению: дети не знают своей истории, не знают своих истоков.

— Продолжая о подрастающем поколении: Вам, педагогу, наверняка известно, как молодежь воспринимает историю страны и историю Великой Отечественной войны сегодня...

— Именно историю Великой Отечественной войны они воспринимают так, как они видят ее с экранов телевизоров, в кино, а также из средств массовой информации. К сожалению, молодое поколение воспринимает историю только так, потому что даже учебник они не знают. Да и школьный учебник — это несерьезно. Но, насколько я знаю, в дружественных нам странах всё еще хуже.

— Часто слышим нападки на современную систему образования в России: трудности подготовки учеников к ЕГЭ, нагрузки, которые ложатся на школьников в связи с изучением всего спектра учебных дисциплин, и, конечно, переживания родителей об успешном окончании среднего образования и поступлении детей в высшее учебное заведение. Но с какими проблемами преподавания сталкиваются сами учителя российских школ на данном этапе?

— Я не могу сказать обо всех сложностях, я могу сказать только о роли личности учителя в процессе образования. Если педагог хороший, высококвалифицированный, профессиональный, то никаких трудностей не возникает. Дети во все времена были и остаются детьми, и если преподаватель не является знатоком своего дела, то будут сложности и проблемы.

Но в целом сейчас школа находится в плачевном состоянии. Не востребовано сейчас понимание всей серьезности упадка российского образования и подготовки кадров. Хотя я не пессимист, я оптимист! Будет что-то другое. Мы просто от чего-то уходим, уходим... но пока мы не знаем, куда уходим.

— Надо менять государственный подход к системе образования?

— Безусловно. Молодежь — та движущая сила страны, за которой будущее России. И это не просто слова.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!