Как и многие другие понятия нашей жизни, термин «свобода» для немцев имеет в значительной мере утилитарное и прикладное значение. Во многом свобода в немецком понимании — это право быть равным с другими членами общества и сохранять собственную идентичность в единстве равных. Одним из воплощений этих представлений о свободе можно назвать культуру свободного тела (Freikörperkultur), которая предполагает полный отказ от одежды и нередко шокирует людей, незнакомых с традициями немецкого общества.
Истоки FKK восходят к рубежу XIX–XX веков. Тогда очередная волна индустриализации на глазах меняла привычный ландшафт. Лес заводских труб создавал фантастический и пугающий пейзаж, отличный от буколической идиллии. На фоне грозных конструкций отдельный человек выглядел маленьким винтиком в безжизненном механистическом мире.
Именно тогда в Германии были основаны первые общества приверженцев культуры свободного тела. Их идеологами стали проповедники возврата к природе, противники классового разделения общества.
Отсутствие одежды отрицало всякий эротизированный подтекст. Обнаженное тело служило символом равноправия мужчин и женщин, бедных и богатых.
Возвращение к природным основам стало бегством из новой реальности, стремлением к здоровому образу жизни и утраченной гармонии.
После Первой мировой войны FKK получила дополнительную популярность. Ревущие двадцатые ломали устоявшиеся нормы и стереотипы. Те, кому посчастливилось уцелеть в мясорубках западного и восточного фронтов и пережить голодные годы в тылу, с готовностью бросились «во все тяжкие», открываясь для всего нового. Культура свободного тела стала одним из способов достичь взаимопонимания с новым и пока непонятным миром.
Именно в межвоенный период популярность приобрели «голые» уроки физкультуры учителя из Берлина Адольфа Коха. Практика Коха рассматривалась скорее как вариант оздоровительной гимнастики для молодого поколения.
Молодежи предписывалось расти и развиваться вне душных городов с их хаосом и проблемами, и отказ от одежды символически подчеркивал разрыв с индустриальной цивилизацией.
Во времена нацистской диктатуры сторонники FKK были серьезно ограничены в своих свободах, однако избежали полного запрета. Культ здорового и физически развитого тела вполне сочетался с идеей об арийском «сверхчеловеке», хотя эстетический аспект не был важен для последователей Freikörperkultur, которые в этом вопросе были ближе к современным сторонниками «бодипозитива».
Тем не менее в Третьем рейхе законопослушному гражданину полагалась заниматься чем-то более полезным для «народного сообщества», чем расхаживать нагишом, предаваясь бездельной созерцательности.
После 1945 года клубы культуры здорового тела возродились на западе и востоке Германии. Однако настоящий бум популярности FKK наступил в 1970–1980-е годы в ГДР. Строгое до соблюдения моральных норм руководство Восточной Германии проявило удивительную толерантность к культуре свободного тела.
Количество FKK-пляжей на Балтийском море во времена ГДР было значительно больше, чем после объединения страны. Можно отчасти согласиться с западногерманскими экспертами, считающими, что жители ГДР находили в движении культуры свободного тела отдушину от заидеологизированной общественной жизни Восточной Германии.
Однако есть и другие объяснения. Например, что в ФРГ противником FKK была католическая церковь, которая, опираясь на свое влияние, не приветствовала раздевание своей паствы.
Движение FKK сохраняется и в современной Германии. Многие пляжи Северного и Балтийского морей приспособлены для отдыха без одежды. Особенной популярностью пользуются острова Зюльт, Рюген, Узедом, где для последователей культуры свободного тела выстроена развитая инфраструктура с развлечениями.
На острове Узедом можно даже прыгнуть без одежды с парашютом. Главное — не приземлиться на территорию соседней Польши, где устоявшейся традиции нудизма не сложилось.
Настоящим событием стало открытие прогулочного маршрута для последователей FKK в горах близ Гарца. Несмотря на отсутствие одежды, туристы пользуются базовой походной экипировкой: вместительными рюкзаками, трекинговыми ботинками, головными уборами. Спустя некоторое время аналогичный маршрут был открыт в Люнебургской пустоши. Планируется к открытию маршрут в Бранденбурге.
Идеология FKK гораздо шире простого отказа от одежды. В широком смысле она представляет собой сочетание идей ЗОЖ, экоактивизма и практически социалистического равноправия.
Наиболее близкая аналогия — общины хиппи 1960-х годов с их специфическими представлениями о правильном и справедливом.
В то же время численность немецких нудистов за последние годы падает, а их средний возраст растет. Официально в клубах FKK состоят не более 40 тысяч человек. Их ядро — уже довольно пожилые люди, как правило, уроженцы ГДР.
Одним из факторов падения популярности культуры свободного тела стало развитие технологий.
В FKK ценят приватность, а современные телефоны позволяют легко делать фотографии или видео отдыхающих нудистов. Последствия могут быть неприятными.
Кроме того, психологи отмечают, что современные немцы рассматривают свое тело как своеобразную «драгоценность», которую не стоит показывать каждому встречному.
Однако в FKK не боятся падения популярности. В крупных городах на западе и востоке отмечается возврат интереса к культуре свободного тела.
Это может быть связано прежде всего с активным обсуждением проблем экологии в последние годы. Не исключено, что участники акций Fridays for future в будущем станут частыми гостями FKK-пляжей на Балтике.