Несколько поколений советских и постсоветских людей воспитаны на телеэпопее «Семнадцать мгновений весны». Культовый многосерийный фильм снимался в разных городах СССР. Мы расскажем вам об одном из самых драматичных эпизодов, отражающих мужество и самоотверженность немецкого интеллигента-антифашиста профессора Плейшнера. Гибель связника Штирлица снималась в Риге, столице Латвийской ССР.
Многие туристы из постсоветского пространства прекрасно знают и помнят то самое окно явочной квартиры, разоблаченной сотрудниками гестапо. Все вспоминают условный знак — горшок с геранью, — который успел выставить советский разведчик, чтобы предупредить связника о неминуемой опасности. Но почему съемочной группой было выбрано именно это окно из сотен красивых, запоминающихся окон Риги?
Однажды в апреле 1972 года в рижский кафе-бар «Шкаф» в гостинице «Рига» зашел посидеть студент четвертого курса Рижского мединститута Валерий Подплетнев. Он сел за свой любимый стол и заказал кофе. Осмотревшись, Валерий заметил симпатичную девушку и решил с ней познакомиться. Вскоре завязался разговор, и выяснилось, что девушка — помощница режиссера Татьяны Михайловны Лиозновой, которая приехала в Ригу со съемочной группой.
Валера обрадовался и тотчас же пригласил девушку в квартиру своих родителей. Как вы уже могли догадаться, семья Валерия Подплетнева проживала на Яуниела, той самой улице, которой впоследствии суждено было сыграть роль Цветочной.
Вот так благодаря простым человеческим отношениям между неравнодушными друг к другу парнем и девушкой было найдено прекрасное место для съемок, возможно, самого душещипательного мгновения той последней военной весны.
Помните, профессор Плейшнер сперва направился к птичнику, который располагался в здании напротив? Там был Дом общества кинематографистов Латвийской ССР, где постоянно проводились кинолектории на самом высоком уровне.
По Яуниела в разное время гуляли именитые лекторы — Алла Гербер, Юрий Норштейн, Юрис Подниекс, Герц Франк. По этой же улице гуляли и герои другого классического советского детектива — Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Рижская Яуниела (в переводе с латышского Новая улица) — это единственное место в мире, где Шерлок Холмс и Отто фон Штирлиц на самом деле встретились.
А сейчас в здании, где располагался птичник, на самом деле поют птицы — это стилизация, которую придумали владельцы гостиницы «Юстас» (позывной Штирлица), открывшейся в уже бывшем Доме кино.
К сожалению, рассеянный, подслеповатый профессор не заметил горшка с геранью, предусмотрительно выставленного советским агентом, и совершил ошибку, ставшую последней в его спокойной и одновременно героической жизни. В этих мгновениях, отзвучавших на старинной улице Старой Риги, по сути, заключается весь смысл жизни убежденного антинациста.
Плейшнер идет на голгофу, не оборачиваясь, а в глазах у него застывают осознание непоправимости происходящего и убежденность в своей сакральной исторической правоте.
И только в последней, двенадцатой серии Штирлиц узнает от владельца птичьего магазина, как погиб профессор Плейшнер, оставшийся до конца верным своему делу.
Но, как мы помним, профессор Плейшнер успел совершить еще и прогулку по Берну. Неторопливо, осторожно ступал он по узким улочкам и уютным площадям столицы страны, которая официально сохраняла нейтралитет. А ведь именно Швейцария была ареной жестокого противостояния европейских спецслужб. В Берне проводились сепаратные переговоры между чиновником СС Карлом Вольфом и американским дипломатом и разведчиком Алленом Даллесом, сорванные в результате операции советских спецслужб.
Роль Берна в данном случае играла Рига.
Сперва Плейшнер прошелся по Замковой площади. Сбоку стоял художник, работающий с мольбертом. Рижского замка (Дворец пионеров советской Латвии) нет в кадре, ведь в Берне таких средневековых замковых комплексов быть не могло, зато увековечивается главный фасад церкви Скорбящей Богоматери.
Далее профессор Плейшнер посетил зоопарк, где гулял у вольера с медвежатами. Действие происходит в Рижском зоопарке.
В кадре звери резвятся, но чего это стоило съемочной группе?
Когда начали снимать, медвежата оказались какими-то невеселыми и малоподвижными. По сценарию они должны были играть и резвиться в вольере, а лучше всего — кататься на качелях и лазать по дереву. Но мишки раскапризничались. Тогда сотрудники зоопарка вместе с работниками съемочной группы приняли решение намазать ветви дерева медом. И процесс пошел.
Евгений Александрович Евстигнеев в это время согревался в служебной «Волге», потому что с Киш-озера дул ветерок и было немного прохладно.
Но Рига в «Семнадцати мгновениях весны» сыграла не только Берн. О других знаковых эпизодах киноэпопеи с участием латвийской столицы читайте в следующей статье.